9689

Новый случай ареста иностранного судна по обвинению в заходе в крымские порты произошел на Украине. Украинский минюст попутно раскрыл данные о количестве подобных заходов: оказалось, что только прошлым летом десятки кораблей заходили в российские порты, игнорируя претензии Украины. Однако на этот раз Украина грозит испортить отношения с важнейшим партнером на Черном море — Турцией.

Украинские власти арестовали в Херсонском морском торговом порту судно Kanton (флаг Тувалу) за заход в порт Севастополя «с целью причинения вреда интересам государства».

«Во время следствия было установлено, что одно из судов под флагом островного государства Тувалу в июле 2014 года незаконно находилось в закрытом порту города Севастополь, а в марте этого года зашло для загрузки в Херсонский морской торговый порт», — говорится в сообщении генпрокуратуры Украины.

По данным ведомства, следователи получили доказательства совершения капитаном судна, который является гражданином Турции, преступления, предусмотренного статьей «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства». В связи с этим капитану составили письменное уведомление о подозрении, которое направлено в компетентные органы Турции.

«24 марта Печерским районным судом города Киева удовлетворено ходатайство следователя об аресте судна Kanton и запрете его использования», — говорится в сообщении. В настоящее время судно находится в Херсонском морском торговом порту.

Советник министра юстиции Украины Георгий Логвинский сообщил, что судно прибыло в украинский порт из Израиля. Команда сухогруза состоит из 12 человек. В основном это граждане Турции и Индии.

«Это судно – одно из 69, которые, наплевав на наш запрет, заходили летом в Крым, в поисках легкого заработка», – написал своей странице в Facebook Логвинский, уточнив, что в октябре 2014 года генпрокуратура Украины начала уголовное производство по ст. 332 Уголовного кодекса по факту захода в порты Крыма 69 иностранных судов в период с 25 июля по 9 октября. Санкция статьи предусматривает конфискацию транспортных средств.

Это не первый случай задержания судов и их экипажей по киевскими властями в связи с подобными обвинениями. В начале марта украинский замминистра инфраструктуры Владимир Омелян прямо объявил об украинской позиции в отношении иностранных судов. Комментируя в своем Facebook задержание в Херсоне судна под флагом Тувалу, он написал. «Судно задержано Укрморречинспекцией за плохое мореходное состояние – не завелся лайфбот (спасательная шлюпка). Есть еще ряд других причин. Рында не той системы, например… К сожалению, так получается, что все суда, которые нарушают наше законодательство и заходят в закрытые крымские порты, все в плохом техническом состоянии, проверяются и задерживаются без исключений!» – написал чиновник.

5 марта выяснилось, что украинские власти с февраля удерживают в порту Бердянска рыболовецкий траулер «Черемош» с 19 гражданами России на борту. «Судно стоит на рейде Бердянского порта, наши родные до сих пор на борту», – сказала жительница Керчи, жена одного из членов экипажа задержанного судна.

По ее словам, траулер «Черемош» под флагом Украины зашел в порт Бердянска на Азовском море еще 30 января. Администрация порта 2 февраля задержала судно.

«Команде пояснили, что задерживают за заход в крымские порты. Городской суд Бердянска обязал каждого члена команды выплатить штраф в 1700 гривен (порядка 4,5 тыс. рублей – прим.) за «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию». Экипаж до сих пор находится на судне, как долго это продлится, неизвестно», – сказал житель Керчи, брат одного из задержанных рыбаков.

По его данным, траулер прибыл в Бердянск с грузом мороженой хамсы. В экипаж судна входят 27 человек, 19 из них – это жители Крыма, граждане России.

Моряки «Черемоша» связывают задержание с тем, что судно, приписанное к порту Севастополя, не сменило украинскую регистрацию и не перерегистрировалось под флагом России, сообщил собеседник агентства.

При известиях о задержании украинскими властями того или иного судна украинские СМИ непременно сообщают, заходило ли оно в Крым.

«Это прецедентный случай, – отметил редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко. – Вот, к примеру, Грузия время от времени арестовывает суда из-за того, что они заходили в Абхазию. Украине просто пока не до этого. Но на самом деле можно раскрутить целую карусель задержаний судов. Дело может дойти до конфискации корабля и посадки в тюрьму всего экипажа».

«Украина последовательно будет пытаться устраивать провокации, но нам есть, что противопоставить на Черном море, – заявил зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников. – Мы можем в порядке ответной меры сделать подобный шаг. Если уж украинцы не понимают, значит, придется применять зеркальные меры по задержанию, в том числе, украинских судов, если они не поймут по-человечески».

Он обратил внимание, что, если руководствоваться логикой киевских властей, могут начать задерживать и суда, которые заходят в порты республики Северного Кипра, которая не признана никем, кроме Турции. «Это попахивает, с одной стороны, популизмом, с другой провокацией». – заявил депутат.

По мнению парламентария, испортив отношения с Турцией, Киев может столкнуться с серьезными проблемами. «Дождутся того, что в конечном итоге Турция может предпринять. Я не могу за них говорить, но, наверное, у них есть, что противопоставить. «Горлышко от бутылки» находится у Турции, а не у Украины и даже не у России. И в этом смысле мы должны всегда считаться с Турцией как с теми, кто вообще-то запирает Черное море. И если дело дойдет до недружественных действия, то она может это горлышко закупорить несмотря на все соглашения, которые подписывала», – заключил Каашников.

Взгляд