меркель путин

…Так долго анонсируемый и «решающий» очередной саммит ЕС закончился, как и прогнозировалось, ничем. Как, собственно, и ожидалось, после двенадцати часов бесплодных дискуссий лидеры ЕС из последних сил согласовали итоговый документ по миграции (очредной), из-за которого Италия ранее блокировала принятие всех остальных пунктов повестки.

Ну и заодно — в автоматическом режиме — несмотря на все итальянские демарши, Европейский союз продлил действующие экономические санкции против Российской Федерации еще на полгода. Дежурно привязав их действие к «полному и безоговорочному выполнению Россией минских соглашений».

В сухом остатке.

Что касается первого и «главного» для ЕС «мигрантского вопроса», несмотря на всю жесткость и длительность дискуссии, а также искусственно подогреваемую интригу, итоговый документ вышел почти полностью ни о чем.

Одобренный на саммите документ по проблемам миграции, предусматривает усиление мер, направленных на ограничение въезда на территорию Союза нелегалов (создадим еще одну «комиссию по борьбе», простого исполнения законов недостаточно). Неистовую «борьбу с организаторами трафика». И создание «на добровольной основе» (уже смешно) контролируемых центров для мигрантов в Европе, где «могла бы осуществляться оценка того, насколько они нуждаются в предоставлении статуса беженца».

Короче, позиция Меркель — делать вид, что есть план — снова победила.

Победит ли после этого сама Меркель во внутригерманском системном политическом кризисе — очень большой вопрос. По-хорошему, требования к ней «союзного» баварского ХСС итоговые документы саммита вряд ли удовлетворят.

Как вряд ли они удовлетворят и Италию, куда с этими пустыми бумажками после страшной битвы прибудет новоиспеченный премьер. Потому как и для Германии, и, тем более, для Италии «итоговый документ», по сути, отнюдь не является решением, а, в самом лучшем случае всего лишь консервацией существующих весьма болезненных проблем.

Даже пресловутый уже консенсус по «Дублинской системе», которая регулирует процедуру предоставления убежища в Евросоюзе, так и не был найден, несмотря на официальные призывы Брюсселя. ЕС фактически перенес реформу «дублинских соглашений», дежурно постановив, что «доклад о ходе работы должен быть представлен только к октябрю». Подчеркиваем, не решение, а «доклад о ходе работы». Что вообще вызывает массу вопросов о дееспособности этой бюрократической машины: даже у нас «комиссия по контролю работы другой комиссии» была возможна только во времена поздней, уже весьма маразматической в смысле бюрократии КПСС.

Но это, собственно, их внутренние и целиком европейские дела.

Что касается «продления санкций» — то, по большому счету, и это нам уже безразлично.

В принципе, с системной точки зрения, мы уже вполне научились жить в санкционном режиме. Что вполне доказывает динамика отечественной экономики, которой уже давно мешают не столько санкции, сколько «западно ориентированные» экономические персонажи внутри самой нашей страны. Не только, кстати, в рядах пресловутого «экономического блока», но и системного российского бизнеса. Как ни грустно признавать, больше всего их концентрация в банковском сообществе, грустно ожидающего возможности поспекулировать «дешевыми западными деньгами» в отечественной экономике.

Реальный сектор, как и большинство населения, не раненного отсутствием «хамона и пармезана», смотрит на них едва ли не с ехидной усмешкой. А развивающееся, несмотря на регулярно провозглашаемый развал и конец, сельское хозяйство страны так и вовсе свечки в церквях ставит, чтоб санкции как можно дольше не отменяли. Торговать с ЕС в критических для нас областях мы уже давно научились. И вчерашнее сообщение Reuters со ссылкой на министерство экономики Германии о том, что немцы получили от США гарантии не введения санкций в отношении российских газопроводов — тому лучшее подтверждение. Мир куда более сложен, чем это видится матерым комментаторам сетевых постов-плакатов.

Ну и еще. России это «автоматическое продление санкций» автоматически же развязывает руки в явно намечающихся системных переговорах с Вашингтоном. Кстати, предстоящая встреча Путина с Трампом тут (не надо иллюзий) будет, очевидно, всего лишь первым этапом. Переговоры будут долгими и, наверняка, очень не простыми, но будут в любом случае. Просто потому, что миру определенно требуются новая карта — как в прямом (см. недавнее откровение «Крым российский», посетившее Трампа на саммите G7), так и в переносном смысле — просто потому, что прежняя просто не соответствует изменившемуся глобальному ландшафту.

При этом, конечно, прежние иллюзии — включая иллюзию монолитности западных государств — будут истлевать. Несмотря ни на какие «итоговые заявления», на предстоящую 11 июля встречу лидеров стран НАТО (блок, напомним, последний раз выступал единым фронтом больше семи лет назад, в Ливии — с самыми катастрофическими для европейских членов альянса последствиями) и на прочие церемониальные действия.

И вот сейчас все идет к тому, что «перерисовывать карту мира» будут — в лице своих лидеров — политически дееспособные силы: США, Россия, КНР.

ЕС же, несмотря ни на какие кризисы и «брошенные конфеты Трампа», пока пытается остаться в прежней «глобалистской повестке» с ее отжившими установками. Возможно, Европа просто ждет, когда Трамп наделает достаточное количество ошибок, чтобы ими воспользоваться — но тем самым она теряет инициативу.

Это не значит, что Европа останется в нынешнем своем состоянии навсегда или хотя бы надолго. Это говорит лишь о том, что тенденции к развитию «европейского суверенитета», сейчас также довольно отчетливо заметные, пока явно недостаточно сильны. И ограничиваются такими локальными триумфами, как защита собственных трубопроводных проектов от собственного союзника.