154324_w625_h351_f

Одной из самых обсуждаемых тем дня стала остановка танка «Армата» во время репетиции парада. Сразу было объявлено, что речь идет об отработке действий по эвакуации машины – и тем не менее по соцсетям активно распространяются шутки и домыслы по этому поводу. Насколько обоснованны сомнения в качестве новейшего российского танка?

Пользователи соцсетей активно обсуждают репетицию парада, в ходе которой на несколько минут остановился новейший российский танк «Армата». Многие из тех, у кого что-то личное к России и ее армии, почему-то сразу восприняли произошедшее как поломку и, следовательно, низкое качество продукции российского ВПК.

По свидетельству очевидцев, к остановившейся машине направился эвакуационный тягач. Позднее диктор объявил, что это отрабатывали эвакуацию неисправной машины. «К танку подошел министр обороны Сергей Шойгу. Действительно эвакуируют», – написал в Twitter корреспондент «Комсомольской правды» Дмитрий Смирнов и приложил фотографию, где к машине привязан трос от эвакуатора.

Заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Алексей Жарич заявил, что никаких поломок не было. «Армата» абсолютно исправна и уехала сама. Сценарий и прохождение репетеции надо уточнять у военных», – написал Жарич в своем Twitter и приложил соответствующее видео.

Впрочем, и после этих заявлений озвучивались разные предположения. Редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский не исключил, что причиной остановки стала ошибка механика-водителя. После того, как в танк сел водитель-сотрудник «Уралвагонзавода», он смог завести Т-14 и тронуться с места.

«Могу подтвердить, что претензий у Минобороны к машине нет», – сказал позднее Алексей Жарич. По его словам, танк был повторно обследован, и никаких неисправностей не обнаружено. О том, была ли остановка запланирована военными или имела место ошибка механика-водителя, Жарич говорить не стал, пояснив, что это не в компетенции предприятия.

4 мая Минобороны России опубликовало на официальном сайте фотографии новейшей и перспективной военной техники, в том числе фотографии среднего танка «Армата», боевой машины пехоты «Армата», самоходной артиллерийской установки «Коалиция-СВ», подвижного противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Д», боевой машины пехоты «Курганец-25» и бронетранспортера «Курганец-25».

Западные СМИ предполагали, что новый российский танк Т-14 «Армата» превосходит западные разработки аналогичного класса. «Это первый танк с изолированной бронированной капсулой для экипажа из трех человек, радиоуправляемой башней и автоматизированным заряжающим механизмом. Все это повышает как уровень защищенности экипажа, так и эффективность огня», – писали авторы Assotiated Press.

В соцсетях продолжают шутить: одни – над российским оружием, другие – над самими шутниками. Традиционно особенно активны украинские сепаратисты, в своих СМИ и блогах радостно рассказывающие, что москали ни на что не способны. При этом они не вспоминают о том, как два года назад во время репетиции парада в Севастополе один украинский БТР заглох, а другой вообще утонул. Некоторые политики, кстати, обвиняли русских. Не обошлось без конфуза и на прошлогодней инаугурации украинского президента: солдат из почетного караула упал в обморок, а Порошенко даже не посмотрел в его сторону.

В последние десятилетия инцидентов на парадах не было, какой бы сложной ни была подготовка к ним. Еще в 80-е годы 7 ноября по Красной площади шли не только пешие колонны и техника, но и верховые военнослужащие в красноармейской форме. Тем не менее все проходило без сбоев. За прошедшие годы СМИ дважды писали о неприятности в связи с парадом, но все они происходили после. В 2008 году при марше к Ходынскому полю загорелся двигатель у БМД-4. После этого тогдашний министр Сердюков заявил об отказе от закупок этих машин. В 2010 году через несколько недель после парада в СМИ появились фото самоходной установки времен войны, перевернувшейся у стен Кремля при погрузке на тягач.

В свое время участники парада на Красной площади осени 1945 года рассказывали, что еще тогда на случай отказа техники при прохождении колонн позле здания Исторического музея наготове стояли тягачи. Тогда были и другие меры предосторожности: механики-водители ехали по-боевому, при закрытых люках, а внутри каждой машины сидел «человек в штатском» с пистолетом.

«За всю историю парадов нештатных ситуаций было несколько, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – Ничего в этом такого нет. Просто в этом случае проводилась эвакуация, обычно даже не прерывая. В 70-е годы танк останавливался, заглох. На въезде была аварийная ситуация. Собственно, для этого и проводятся тренировки, чтобы выявить состояние техники, окончательно устранить все недостатки, чтобы в ходе самого парада этой ситуации уже не было. Нездоровый ажиотаж вокруг сегодняшней остановки «Арматы» лично у меня вызвал только улыбку. По большому счету в Минобороны переборщили с пиаром тренировки. Ранее они были закрытыми, и сохранялась как таковая новизна».

«Обычно, когда ломается двигатель, возникает задымление, бывают другие признаки. А здесь танк стоял, как груда металла», – обратил внимание эксперт.

«Тот же самый новейший самолет пятого поколения Т-50 не будет участвовать в параде, потому что он еще не полностью готов. И если «Армату» вывели, следовательно, командование отдает себе отчет, что она полностью готова», – добавил он.