kh-55.15

11 апреля 1992 г. Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали «Соглашение о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на базы РФ», в результате к 15 марта 1995 г. все ядерные боеголовки ТК-66 к крылатым ракетам Х-55, хранившимся на РТБ в Прилуках, Узине и др., в специальных железнодорожных вагонах были вывезены в Россию. К этому моменту гарантийный срок эксплуатации завершился у 60 % этих изделий, общее количество которых оценивалось в 946 единиц.

В рамках программы коллективного снижения угрозы — Cooperative Threat Reduction, известной также как программа Нанна-Лугара, контракт № DSWA01-98-C-0117 от 12 июня 1998 г. «Ликвидация стратегических авиационных комплексов (САК) Ту-95МС, Ту-160 и крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) в Украине» с начальной суммой в 1,5 млн. долл. был подписан с американской компанией «Raytheon Technical Services Co.».

8 сентября 1999 г. в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет Х-55СМ и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму 285 млн. долл. Соответствующее Постановление в конце октября того же года подписал бывший в то время премьер-министром Российской Федерации Владимир Путин, и в том же месяце в Украине начала работу военно-техническая делегация ВВС РФ для подготовки авиационной техники к перелету в Россию. Любопытно, что выгодоприобретатель НАК «Нафтогаз Украина» согласился перечислить МОУ лишь 270 млн. долл. несколькими годами спустя после неоднокраиных обращений военного ведомства в суды.

В июле 2000 г. появилась информация о том, что стороны продолжили переговоры о передаче на аналогичных условиях, то есть обмен бомбардировщиков на долги за энергоносители, 3 Ту-160 и 7 Ту-95МС. Украина также предложила передать 4 уже разобранных Ту-95МС и 80 крылатых ракет. Вскоре переговоры прервались из-за вмешательства Вашингтона, а процесс утилизации был ускорен.

Вместе с самолетами Украина частично уничтожила, а частично передала крылатые ракеты Х-55 и Х-55СМ, которые были доставлены в Россию по железной дороге. Техническое состояние крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55, которыми были вооружены Ту-95МС, сделало их к моменту передачи в Россию непривлекательными для покупателя, так как срок хранения и эксплуатации вышел еще в 1997 г. Исчерпание этого же показателя на 194 ракетах Х-55СМ для Ту-160 не помешало их доставке в Энгельс.

Сведения о состоянии 1-го и 2-го боекомплектов авиационных крылатых ракет в частях авиационной группировки дальней авиации Украины на 1 августа 1994 г.

Screenshot_1

Суммарное количество боевых ракет Х-55 и Х-55СМ в арсеналах Украины составило 946. Из этого числа 575 ракет типа Х-55СМ согласно таможенным документам были переданы России, а 483 ракеты типа Х-55 (74 – в Прилуках, 409 – в Узине) по информации генерального подрядчика от США компании «Raytheon Technical Services Company» были уничтожены, что дало итоговую цифру в 1068 ракет, наиболее часто упоминаемую в связи с данным проектом. Разница в показателях объясняется, по-видимому, учетом уничтоженных учебных изделий с инертной боевой частью и макетов.

По информации генерального подрядчика от США компании «Raytheon Technical Services Company», выполнявшей работы по контракту DSWA01-98-C-0117: «Все бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, а также КРВБ Х-55, предоставленные МОУ, были уничтожены к маю 2001 г.».

Известно, однако, что еще в ноябре 2005 г., по официальным данным министерства обороны Украины, на аэродроме Прилуки находилось 4 ракеты Х-55СМ 1987 года выпуска, которые, вероятно, были приведены в небоевое состояние и стали экспонатами музеев, при этом указанный тип этих ракет вызывает сомнения.

Согласно отчетам Украины в ООН в 2000 г. в Российскую Федерацию передана 581 Х-55СМ, а в 2001 г. – 6 таких ракет, что уже превышает официальное количество (577) ракет этого типа, остававшееся на территории Украины. В Российских отчетах за эти годы информация о подобном трансфере отсутствует. Украинской таможней зафиксировано прохождение 535 ракет в апреле и 40 в мае 2000 г., хотя ряд источников утверждает, что все 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55СМ были доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в конце 1999 г.

В связи с этим уже в 2001 г. разразился крупный международный скандал, связанный с обвинениями в контрабанде ракет Х-55 из Украины в Китай и Иран. По версии следствия, на основании поддельного сертификата конечного пользователя ГК «Росвооружение», дочерним предприятием «Укрспецэкспорта» внешнеторговой фирмой «Прогресс» был подписан контракт PR-28-1/KE-2000 на поставку 20 крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55, Х-55СМ 1987 года выпуска. В рамках указанного контракта 6 ракет были отгружены в адрес заказчика с аэродрома Гостомель самолетом Ил-76ТД с казахстанской регистрацией, но в итоге оказались в Китае. Этим же бортом в начале 2000 г. согласно приложения к контракту в Иран были переправлены еще 6 таких ракет и комплекс наземного обслуживания для проверки Х-55 КНО-120. Исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод, что в число контрабандных ракет могло войти не более двух Х-55СМ, остальные были либо Х-55, либо учебные изделия, на чем особенно настаивала защита единственного дожившего до суда обвиняемого по этому уголовному делу – директора украинской компании «Укравиазаказ» Владимира Евдокимова, обеспечившего выполнение финансовых операций и транспортировки по этому контракту.

Правительства Ирана и Китая единодушно отказались от обвинения в получении Х-55, хотя спустя несколько лет на вооружении обеих стран появились КРВБ собственного производства, сильно напоминающие контрабандные изделия. Первый испытательный пуск CJ-10, как стали называть аналог Х-55 в Китае, состоялся 10 августа 2004 г. Ракета применяется как в наземном варианте, так и с бомбардировщика H-6. Кроме того, начиная с 2006 г. на выставках выставлялись масштабные модели китайской противокорабельной ракеты YJ-62 (C-602) в конструктивных решения которых также угадывалась Х-55.

Из Ирана также еще весной 2001 г. поступило сообщение о том, что на одном из специализированных предприятий было отмечено появление «неизвестного корпуса, имевшего 5,5 м в длину и 0,7 м в ширину», а в августе 2005 г. представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафар-заде сообщил, что на иранских предприятиях освоены технологии производства Х-55.

comments powered by HyperComments