mft-sale-05

СМИ Украины внезапно встревожились по поводу того, что украинские предприятия в 2016 года сократили экспорт лома чёрных металлов на 77,5% по сравнению с 2015 годом — с 1 млн. 212,558 тыс. тонн сократился до 272,569 тыс. тонн!

Поскольку Украина подписала соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, то Европа решила перекрыть украинцам возможность торговать дешевым металлоломом. Ведь украинские меткомбинаты и так все время демпинговали на рынке металла, а тут еще сырье для металлургии по смешным ценам. Вот Европа и ввела квоты, как и на другую продукцию из Украины – мясо, пшеницу, молочные продукты…

В общем, добро пожаловать в ЕС, скакуны майданные!

Черные дыры украинской черной металлургии

В самой Украине металлургия так же нуждается во вторичном сырье. И не просто нуждается – меткомбинаты, такие, как мариупольский ММК им. Ильича, без металлолома просто задыхаются. Не лучше ситуация и на таких предприятиях, как «Арселормиттал Кривой Рог», «Алчевский меткомбинат», «Запорожсталь», «Интерпайп Сталь», «Электросталь».


Казалось бы – сократили вывоз металлолома за границу, значит, отечественная металлургия будет им полностью обеспечена?

Ничего подобного – украинские металлургические предприятия все так же жалуются на его нехватку.

При этом Украина в 2015 году нарастила экспорт лома черных металлов – с 936,937 тыс. тонн в 2014 году до 1 млн. 212,558 тыс. тонн в 2015 году. А вот импорт металлолома по сравнению с 2014 годом сократился – до 2,689 тыс. тонн, хотя за 2014 год было импортировано 28,367 тыс. тонн. То есть, объективно металлолома в стране не хватало.

Понятно, что при активном вывозе из страны металлолома – а этот бизнес всегда был очень выгодным – украинская металлургия оставалась в пролете. Но вот какой парадокс – если в 2015 году экспорт лома вырос, а импорт сократился, то в 2016 году экспорт практически прекратился. В денежном выражении экспорт металлолома снизился на 83,3% – до $48,623 млн.

Мало того – в 2016 году внезапно увеличился импорт металлолома почти в 8 раз по сравнению с 2015 годом. То есть, в 2015 году было импортировано 2,689 тыс. тонн, зато в 2016 году в Украину ввезли до 21,911 тыс. тонн. То есть – ура? Металлолома украинским металлургам хватит?

Ничего подобного – украинские металлургические комбинаты по-прежнему ощущают острую нехватку вторичного сырья. Куда исчез 21 миллион 911 тыс. тонн металлолома, ввезенного в Украину в 2016 году? Куда девался тот миллион тонн металлолома, который Украина экспортировала еще в 2015 году? Что это в стране за «черная дыра», куда ухнули почти 23 миллиона тонн металлолома?

Черный рынок черного металлолома

Еще в далеком 2002 году, несмотря на введение Верховной Радой Украины экспортной пошлины на лом, экспорт данного сырья из страны благодаря рекордному росту цен был довольно привлекательным. И даже после всемирного экономического кризиса в 2008 году уже к 2011 году на мировом рынке металлолома появились признаки стабилизации. Правда, в Западной Европе рыночная ситуация оставалась неблагоприятной вследствие крайне низкого спроса на лом со стороны мини-заводов, многие из которых вообще приостановили выплавку стали. Однако и там котировки на HMS № 1 при поставках в Испанию и Италию в середине ноября остановились на уровне 270-280 евро за т CFR.

Понятно, что для украинцев торговля металлоломом стала одним из наиболее выгодных бизнесов. Ведь внутри страны цены на металлолом были фактически бросовыми.

Рынок металлолома в Украине сложился давно. До сих пор он – один из наиболее закрытых в украинской экономике. При этом это один из наиболее финансово емких рынков, годовой оборот которого оценивается в $1 млрд, из которых около $700 млн находится в «тени».

Почему в тени? Все очень просто – процесс заготовки лома обстоит таким образом, что невозможно достоверно оценить его рентабельность и прибыльность. Как пишет «Укррудпром», первый этап заготовки – скупка лома у населения – происходит чаще всего за наличные, без кассового аппарата и без уплаты налога на доходы физических лиц. Далее лом накапливается в нелегальных «гаражах». Стоимость лома на этом этапе – 2300-2500 грн/т, среднемесячный оборот «гаража» – около 20 тонн. При этом накладные расходы включают в себя только затраты на транспорт и грузчиков, но и откупные правоохранителям.

Накопленный до автомобильной нормы лом транспортируется на заготовительный пункт с оборотом 1-2 тысячи тонн в месяц и закупочной ценой в 3100 гривен. Собранный в «гаражах» лом здесь окончательно легализуется. Этот процесс невозможен без участия налоговых органов. При перепродаже накопленного лома перерабатывающему предприятию или трейдеру вагонными или машинными нормами уже по цене 3420 грн/т маржа каждой такой площадки составляет 100 грн/т, или 100-200 тысяч гривен в месяц! А уплаченные налоги – 50-100 тысяч гривен. И даже если учесть, что около 135 грн/т составляют постоянные и переменные расходы на топливно-энергетические ресурсы, амортизацию оборудования и аренду земельных участков, «навар» просто колоссальный. А если учесть разницу в цене за тонну металлолома в Украине и Европе – металлолом становится просто золотым!

Так что вывозить металлолом за границу через посредников выгоднее, нежели продавать его отечественным меткомбинатам!

В Европе ввели квоты на экспорт металлолома из Украины, а в Украину увеличился импорт металлолома. А куда же весь этот металлолом девается, если на отечественных металлургических предприятиях он так и не появился?

Люди гибнут за металлолом?

Есть еще один аспект интереса к украинскому металлолому.

Во-первых, в стране идет гражданская война. И огромное количество металлолома появляется именно благодаря боевым действиям. Причем, сколько там этого металлолома – никто не ведает, и государство его вывоз никак не контролирует.

Во-вторых, большинство «черных трейдеров» активно действуют либо в «серой зоне», то есть, в зоне боевых действий, а также на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, где находятся, например, украинские металлургические заводы, принадлежащие украинскому олигарху Ринату Ахметову.

Этих трейдеров тоже никто не контролирует.

Украинское издание Forbes упоминает восемь компаний, которые играют ведущую роль на рынке металлолома. Это промышленно-финансовая группа «УкрМет» (собственник Андрей Киселев), холдинг «КВВ-групп» (собственник Евгений Казьмин), группа компаний «Евро Металл Инвест» (собственник Али Мохаммад Хани Омран), ПАО «Интерпайп Втормет» (собственник – корпорация «Интерпайп»), ЧАО «Керамет» (собственник – корпорация «Индустриальный Союз Донбасса»), корпорация «Мастер Групп» (собственник Юрий Пизик), группа компаний «Промресурс-Сталь» (собственник Валерий Мазур, кстати, бывший министр промышленной политики Украины), «Украинская металлургическая компания» (собственник Валентин Макаренко, партнер Али Мохаммада Хани Омрана).

Именно эти компании контролируют практически весь украинский рынок вторичного металла – только украинский, то есть, металлолом, собранный в стране. Но если раньше этот ресурс обеспечивался за счет утилизации невостребованной промышленной инфраструктуры – простаивающих заводов, морских судов и оборудования, то сегодня проблематично набрать большие объемы лома за счет порезки заводов или судов: все, что могли пустить на лом, уже давно порезали и вывезли.

Причем, как всегда в Украине, в обход бюджета.

Бытовой и автомобильный металлолом на украинском рынке заготовки не превышает 10% всего собранного сырья. Значит, остальной металлолом нужно где-то брать.

Где?

Как украсть и продать завод?

22 ноября 2014 года на территорию ЗАО «АТЕК – бывшего Киевского экскаваторного завода, одного из крупнейших предприятий Киева – ворвалась группа боевиков в масках и с автоматическим оружием в количестве около 150 бойцов. Охрана завода была в принудительном порядке разоружена. Представители предприятия на пресс-конференции сообщили, что занявшие объект отрекомендовались бойцами батальона «Азов» и ссылались на разрешение, выданное начальником главка УВД Украины по Киевской области Вадимом Трояном, в недавнем прошлом тоже бойца «Азова». Сегодня Троян исполняет обязанность начальника Нацполиции Киева.

Вторжение боевиков «Азова» на завод было финальной частью многоступенчатой мошеннической операции по банкротству предприятия. На момент перехода предприятия в стадию санации (15 сентября 2014 года), распорядитель имуществом Сергей Косякевич завил о балансе активов в 180 млн гривен, хотя реальная их стоимость составляла $50 млн.

После начала процедуры банкротства прежние собственники ЗАО «АТЕК» в лице семьи Щербаковых продали пакет акций в размере 90% акционеру общества Андрею Нагребельному. Тот в свою очередь предложил стать инвестиционным партнером в проекте владельцу компаний, входящих в структуру бизнес-группы «КВВ», Евгению Казьмину, которому Нагребельный пообещал передать часть акций ЧАО. Казьмин пообещал выплатить задолженность перед кредиторами, вынести производственные мощности завода за пределы Киева, а на месте освободившихся территорий создать некий современный технопарк и застроить ее жилыми, инфраструктурными и спортивными объектами.

На деле все свелось к тому, что владелец «КВВ-Групп» начал активно пилить завод на металл и вывозить лом с территории «АТЕКа». На лом были порезаны более 20 цехов.

А для отвода глаз некая «инженерная группа» «Азов» якобы ремонтирует на бывшем экскаваторном заводе военную технику для АТО и создала так называемый танк «Азовец», который в Украине уже прозвали «Навозец».

На самом деле бесконечная сага про украинских «хероев АТО», которые клепают на киевском заводе АТЭК сказочный пепелац для армии, была сказочкой для идиотов. Пока АТЭК находился под охраной «Азова», завод активно распиливали, а владельцы «КВВ групп» приобрели себе… металлургический завод в Латвии за $107 млн.

12 января 2015 года активы крупнейшего в Прибалтике металлургического комбината Liepājas metalurgs были переданы фирме KVV Liepājas metalurgs, то есть, украинской компании «КВВ групп». Завод «Liepājas Metalurgs» сменил название на «RVV Liepājas Metalurgs», а украинская «КВВ групп» интегрировала свои ломозаготовительные и сталелитейные мощности.

То есть, теперь украинский лом спокойно будет поступать в Европу, минуя всякие квоты и законы. Ведь, по сути, фирма KVV Liepājas metalurgs является прибалтийской, то есть, европейской.

Схема понятна?

Можно предположить, что подобные каналы созданы или создаются и в других местах. А по этим каналам и уплывает из Украины металлолом. И несмотря на то, что, казалось бы, в стране уже все распилили и продали, на самом деле заводов, подобных бывшему экскаваторному, в стране еще много.

Что же в итоге?

Сегодня нехватку стального лома украинские метпредприятия вынуждены компенсировать за счет увеличения в технологическом процессе чугуна и горячебрикетированного железа. Последнее ввозилось в Украину из России. При этом оба эти компонента дороже металлолома в среднем на 35% и удорожают конечный продукт металлургического производства на 10%.

А вот электросталеплавильное производство, для которого лом – основное сырье – будет остановлено, поскольку заменить горячебрикетированным железом в нем можно не более 20% металлошихты.

И если отечественные металлургические гиганты не смогут вовремя платить за металлолом, а цены в самой Украине будут ниже, нежели в Европе, то украинская металлургия, которая пока хоть как-то поддерживает бюджет, просто умрет.

Что собственно, и происходит. Но о покойниках либо хорошо, либо…

comments powered by HyperComments