ан-124

Страсти по сверхтяжелому транспортному самолету действительно были. Если посмотреть новостные ленты, то можно увидеть целый ряд метаморфирующих сообщений.

Инфопоток

26 июня, на рассвете, начали РИА Новости : «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в этом году начнет согласование с Минпромторгом программы по сверхтяжелому транспортному самолету, говорится в годовом отчете корпорации, имеющемся в распоряжении РИА Новости.»

ТРК «Звезда» процитировала отчет: «Также там сказано про необходимость согласовать экономическое обоснование программы подобного СВТС с министерством промышленности и торговли России. «Подготовка и согласование Минпромторгом России технико-экономического обоснования программы СВТС (сверхтяжелого военно-транспортного самолета), разработка эскизного СВТС, подготовка и согласование Минпромторгом России технико-экономического обоснования программы СВТС», — говорится в отчете. »

Через час эту новость подхватил весь интернет

И вот ближе к обеду прилетает уточняющая информация от производителя: «Опровержение информации про СТВТС от пресс-службы Дивизиона транспортной авиации ОАК: “Эскизное проектирование самолета на замену Ан-124 в настоящее время не планируется. В рамках технико-экономического обоснования программы СТВТС (сверхтяжёлый военно-транспортный самолет) разрабатываются меры по поддержанию исправности парка Ан-124 и Ил-76. Что касается программы СВТС (средний военно-транспортный самолет), то действительно в настоящее время ПАО «Ил» ведёт эскизное проектирование Ил-276. Этот самолёт должен прийти на замену Ан-12 грузоподъемностью около 20 тонн”».

Ошибка, господа

Просто ошибка в сокращениях: СТВТС и СВТС. О чем, собственно, и сообщила пресс-служба Дивизиона транспортной авиации ОАК. Но этот информационный повод заставил вспомнить не о лозунгах, а о проблемах нашей военно-транспортной авиации.

СССР, а теперь и Россия, исторически эксплуатируют четыре типа машин: легкий транспортный самолет Ан-26 (грузоподъемность 5,5 тонн), средний — Ан-12 (грузоподъемность 21 тонна), тяжелый — Ил-76 (до 60 тонн) и сверхтяжелый Ан-124-100 «Руслан» (до 120 тонн). Каждой машине свой груз и свое расстояние. Все машины рамповые и могут работать с грунтовых полос. Гармонично для войск — идеально для военных действий. Главная проблема в том, что все самолеты из прошлого века. Прошлый век по двигателям, авионике и многому другому. Ахиллесова пята этих машин — погрузочное оборудование. Самолет должен летать, доставлять десант, припасы, спасать жизни бойцов, а не стоять полдня на погрузке. Мир за эти годы несколько изменился.

ил-76 78

У всех проблемы, кроме Ил-76. Эту машину, созданную под руководством Генриха Новожилова, смогли вернуть домой. В декабре 2012 года за создание и запуск в серийное производство модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А на основе цифровых технологий проектирования и производства авторский коллектив ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» был награжден Первой Национальной премией «Золотая идея» в номинации «За успехи в области производства продукции военного назначения, внедрение передовых технологий и инновационных решений». Все это произошло при непосредственном участии генерального конструктора Виктора Ливанова. За все это огромное спасибо знаменитому ильюшинскому коллективу. Теперь у нас есть хороший, современный самолет. Полностью НАШ самолет.

А что с остальными?

По Ан-124 «Руслан» ситуация пока непонятная. В июне Ульяновское авиапредприятие «Авиастар-СП», где ранее производили Ан-124, объявило конкурс по оценке возможностей возобновления производства таких самолетов. Украинский Антонов сразу выразил море протестов, впрочем, этих протестов и ранее было много, по поводу и без.

За все время в Ульяновске было выпущено 36 самолетов Ан-124, а в 2003 году выпуск «Русланов» был прекращен. В настоящий момент Ульяновское авиапредприятие занимается поддержанием летной годности наших самолетов, а Антонов не очень этому способствует. Скажем, порой даже мешает. Мысль о возобновлении производства сверхтяжелого транспортника на базе Ульяновского «Авиастара» имеет право на жизнь. Там есть производственные возможности и соответствующие компетенции, во всяком случае их можно восстановить. Правда, задача совсем не простая и очень затратная по деньгам.

Совсем недавно вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК» Алексей Рогозин заявил, что производство тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» можно возобновить, это решаемая, хотя и трудная задача. Она указана в разделе приоритетных направлений деятельности ОАК на 2018 год.

А нужно ли?

У компаний, которыми руководит молодой, образованный и, наверное, талантливый авиастроитель Алексей Рогозин, и без сверхтяжелого транспортника задач хватает, и задач реально нужных. Скрипит предназначенный на замену умирающему легкому транспортнику Ан-26 проект Ил-112В. Двигается проект медленно, а грузоподъемность будущего самолета тает просто на глазах. С 2017 по 2018 год грузоподъемность новейшей ильюшинской машины внезапно уменьшилась на тонну. Почему?

Средний же транспортник, грузоподъемностью около 20 тонн — Ил-276, находится на этапе эскизного проектирования. Эскизное проектирование — это стадия, на которой разрабатывается концепция, идея будущего самолета. Результатом эскизного проектирования является эскизный проект самолета, на оценке которого базируется решение, работать ли с этим проектом дальше. При положительном решении конструктора переходят к этапу рабочего проектирования самолета. До взлета первого летного экземпляра у нас могут пройти годы. Может, я скажу крамольную мысль, но мы не Китай. Сорри.

Сейчас Ил-276 мы видим в образе модельки, а машина, которую он должен заменить, — Ан-12 тоже уже дышит на ладан. На чем будем летать через лет этак пять?

Итого

На все программы новых самолетов надо много денег. Очень много, а учитывая, как наши, российские «эффективные» менеджеры расходуют государевы средства, надо невероятно много. Поэтому на данный момент программа сверхтяжелого транспортника — это не будущее, это фантастика. Надо делать Ил-112В, пусть он хотя бы взлетит. Надо переходить к следующему этапу в проектировании Ил-276. Не надо фантазий и не надо «эффективного управления». Пусть хоть что-нибудь полетит.

В противном случае через несколько лет наша армия будет перемещаться по земле, или задорого летать «Аэрофлотом»