Бомб Ту-160

Есть такое выражение: «Его покусали такие-то». Имеется в виду перенос на «покусанного» неких свойств «таких-то» с очевидной аллюзией на перенос бешенства от больных собак.

После высказывания посла США в Колумбии Кевина Уитакера тут же возникает ощущение, будто его покусал больной киевский режим. Точно так же как там, в стране зараженного бешенством пиара, при столкновении с неприятными фактами Кевин Уитакер брызнул слюной, говоря о российских Ту-160 в Венесуэле. Прилетевшие туда русские стратегические бомбардировщики, заявил он в радиоэфире Колумбии, не несут угрозы, потому что слишком стары.

«Самолеты этого возраста не являются провокациями — они реально из музея», — бухнулся он в спасительную ложь, как под подушку при угрозе папы позвать дюдюку (или чем там пугают американских непосед). — «Мы заметили наличие этих российских бомбардировщиков 1980-х годов. Я не знаю, какова их цель. Очевидно, в том, что русские прибыли с бомбардировщиками, содержится послание.»

Пиар выше фактов

Речь, как видим, настолько же бессвязна, сколь и бессмысленна. И этим как две капли воды напоминает слюнявый пиар киевского режима, который, похоже, полностью убежден в том, что набором слов можно как минимум запрятать неприятную реальность. А то и победить ее.

Что значит «содержится послание»? Ну разумеется, если в страну, которую американцы два века считали своим задним двором, прилетают стратегические бомбардировщики стратегического противника, это содержит «послание». И от того, что могучий разум посла США не разгадал, в чем оно, его прозрачная ясность не становится менее прозрачной.

Что значит «мы заметили бомбардировщики 1980-х годов»? Если уж быть точным, то Ту-160 был спроектирован еще в 1970-х. Серийное производство началось в 1984 году. Но в 1990-е годы тогдашний президент России Борис Ельцин по настоятельному «совету» американских «друзей» остановил выпуск этих машин. И возобновлен он был уже в 2007 году, причем в модернизированном варианте. А с 2017 года производится еще одна модернизация — до версии Ту-160М.

А во-вторых, уж точно не американскому послу играть торжественный марш на раздутых щеках, когда основу стратегической бомбардировочной авиации (СБА) США до сих пор составляют бомбардировщики В-52, стоящие на вооружении аж… с 1955 года! И новейший из находящихся ныне на вооружении B-52H с серийным номером 61-0040 был передан военным 26 октября 1962 года! Между тем самолеты этой модели — именно основа: из примерно 160 машин американской стратегической бомбардировочной авиации 76 составляют именно В-52Н.

b-52h

И по характеристикам они русскому Ту-160 и в подметки не годятся: скорость, соответственно, 957 км/ч против 2 230 км/ч, тяга двигателей — 62 тыс. кгс против 100 тыс. кгс, боевой радиус — 7 210 км против 7 300 км, рабочий потолок — 16 765 м против 21 765 м, боевая нагрузка — 31,5 т против 45 т.

Вторыми по численности в американской СБА являются 64 самолета В-1В «Лансер», в общем, очень похожих на Ту-160. И, по логике посла, тоже «из музея» — разработки тех же 1970-х годов. Только вот служит он на 23 года дольше Ту-160: первый серийный самолет облетан 18 октября 1984-го.

При всей близости характеристик, однако, у американской машины труба пониже и дым пожиже. Прежде всего с военной точки зрения: если на Ту-160 основным вооружением являются крылатые ракеты Х-55 и Х-101, то В-1В может лишь кидать ядерные бомбы В61 и В83. К тому же у русского самолета вооружение спрятано в фюзеляже, что уменьшает его радиовидимость, а у «Лансера» 22,7 тонны боевой нагрузки висят на наружных пилонах и «светятся». По боевой нагрузке, кстати, Ту-160 американского собрата превосходит: 45 тонн против 34. По скорости — 2 230 против 1300 км/ч, по боевому радиусу — 7 300 против 5 543 км, по совокупной тяге двигателей — почти в два раза. В-1В лучше лишь по рабочему потолку — 18 290 м против 16 000 м у «Тушки». Но все равно это без пользы, ибо В-1В создавался как самолет маловысотного прорыва ПВО.

Наконец, у американцев есть еще 20 самолетов В-2А «Спирит». Что ж, это современная машина. Создаваться начала в… 1979 году, первый вылет — в 1989-м. То есть по возрасту всего на пять лет младше самых древних наших Ту-160. Музейных.

В-2А

Более того, его производство прекращено за восемь лет до того, как в России было возобновлено производство Ту-160.

Зато «невидимка», как много о том кричали в свое время. Вот только их едва не бросили строить после того, как американцы получили после объединения Германии русский истребитель МиГ-29 в свои руки. Полетали, испытали и обнаружили, что антенна его радара различает «невидимку» даже на фоне земли!

Еще одно достоинство есть у «Спирита». С точки зрения производителей, конечно: это самый дорогой самолет в истории мировой авиации — более 1,5 миллиардов (!) долларов! А иные источники указывают и два миллиарда!

За эти деньги американские ВВС получили: машину, которая весьма маневренна за счет схемы «летающее крыло», но зато совершенно не держится на курсе из-за отсутствия вертикального киля; бомбардировщик, неспособный применять крылатые ракеты; «стелс»-«невидимку», видную на современных радарах за десятки километров; наконец, бомбовая нагрузка составляет всего 18 тонн, что на фоне стоимости машины делает каждую бомбу даже не золотой, а платиновой.

Как признают сами американцы, с точки зрения боевого применения даже B-1B «Лансер» выглядит предпочтительнее…

B-1B «Лансер»

Что же касается Ту-160, то «Спирит» по всем объективным параметрам слабее: масса — 275 т и 171 т, скорость — 2 230 и 1 010 км/ч, радиус — 7 300 и 5 300, дальность — 13 950 и 11 100 км, потолок — 16 и 15 км, тяга двигателей — 100 тыс. кгс и 31 тыс. кгс.

Так что, как говорится, кто там из музея, а кого в музей — два раза посмотреть.

Отчего посол невесело врет?

Действительно, отчего посол так жалко и трудно лжет? Вроде бы в Киев не ездил, с Порошенко не общался, укуса не получал.

Здесь ответ, в общем, очевиден. Россия своими действиями — и прежде всего по спасению венесуэльской экономики, реально загибающейся под американскими санкциями, — выдергивает эту страну из-под ног США. Как уныло-дипломатично констатировал это пресс-секретарь Пентагона Роберт Мэннинг, «подходы в отношении региона у США и России различаются».

Ой! Какой сюрприз! Да к тому же на фоне понимания в Вашингтоне, что явная и уверенная в своей силе демонстрация военного присутствия в Венесуэле, причем всего лишь ценой визита-тренировки двух стратегических бомбардировщиков, делает для этой страны отдельную «выгородку» на американском «заднем дворе». Как в свое время для Кубы.

А это для Вашингтона очень больно. Он уход Кубы до сих пор забыть и простить не может, но ничего не может сделать. Теперь что, Венесуэла? А дальше что? Никарагуа? А потом?

А тут еще спикер российского МИД Мария Захарова издевательски заметила в адрес американских коллег:

«Всего два самолета, а у Госдепа истерика. Коллеги, не надо так нервничать, становитесь уже «снова великими».

Вот и объяснение ментальной «покусанности» посла Уитакера. В общем. Это была жалкая попытка немудреной ложью одухотворить жителей Колумбии, для которых он, собственно, и вещал. Колумбия с Венесуэлой на ножах, США распоряжаются в Колумбии как у себя… гм, на заднем дворе, колумбийцы в массе своей не любят «гринго» примерно так же, как и простые венесуэльцы. Что еще остается бедняге, кроме унылого вранья в попытке обороть неприятную действительность самоуспокоительным пропагандистским приемом? Хорошо по этому поводу прокомментировал ситуацию один из блогеров в ЖЖ: «Новая реальность новых американцев — она в СМИ. Заглянул и сразу понял, что США победили в Сирии и Великой Отечественной, Рашка фьсо, Китай сдался и т. п. Выглянуть в реальность американцы уже не могут, там сразу такая череда шлепков нехорошим по лицу, что могут и глаз выбить».

Жалко глазик-то. Надежнее его закрыть. И раззявить рот.