kamaz5350_2

Как сообщила компания “Камаз”, она готова приступить к тестированию первого экземпляра беспилотного автомобиля на полигоне в подмосковном Ногинске. Тем самым, крупный российский автопроизводитель показал, что находится в русле новейшего тренда мирового автомобилестроения – оснащения машин “автопилотами”, позволяющими эксплуатировать эту технику без участия человека. Хотя, конечно, пока еще все разработчики заявляют для спокойствия аудитории: водитель в кабине все равно будет необходим даже при самой совершенной автоматике.

Можно заметить, что хоть элементы таких систем в виде разных типов “продвинутого” круиз-контроля и существуют, ведущие мировые бренды пока только в будущем времени ведут разговоры о создании полноценных “автопилотов”. Немецкий концерн “Фольксваген”, к примеру, обещает ввести такие устройства в серию только лет через 5.

Что ж, приятно, что отечественные автогиганты также “держат руку на пульсе” передовых технических тенденций. Особенно приятно в сравнении, скажем, с ближайшими соседями — когда-то “братской” Украиной. Где местные СМИ на днях опубликовали менее оптимистичную новость: новейший украинский БТР “Дозор-Б” сами же работники выпускающего его Львовского танкового завода иронично называют “Позором”. И, несмотря на обещания оснастить украинское “вийско” двумя сотнями таких машин, пока что опытный экземпляр не смог вернуться своим ходом даже с ближайшего испытательного автодрома.

***

Бросаются в глаза два момента. Первый – сообщило об этом воистину “позорном” факте не какое-то оппозиционное издание, а ярко-проамериканское “Зеркало недели”. Второй – если подобные вещи происходят даже в украинском военно-промышленном комплексе и после начала гражданской войны должны являться своего рода “священной коровой” для нацистского Киева, то что же можно сказать об украинском автопроме вообще?!

Да, в общем-то, ничего. В духе известной пословицы: “О мертвых – либо хорошее, либо…” В прошедшем мае на украинских автозаводах было произведено аж 441 автомобиля – всех типов и марок. Что, правда, на 20% ниже, чем в том же месяце прошлого года, но в 12 раз ниже аналогичных показателей последнего стабильного года “тирании Януковича” – тогда общее автопроизводство составило около 50 тысяч машин. Для сравнения, в России в 2014 году только легковушек выпустили 1,7 миллиона штук. Конечно, и россиян в 3,5 раза больше украинцев, но все же, все же…

Да, в общем, и назвать “незалежный” автопром действительно “украинским” не поворачивался язык даже в его относительно лучшие времена. По сути, единственное место действительно украинского производства находилось в Запорожье – на соответствующем автозаводе. А единственной, действительно полностью собранной из узлов местного производства легковушкой была микролитражка “Славута”, наследница знаменитого “Запорожца”. Но и ее выпуск прекратили еще в далеком 2011 году. После чего “украинские” машины стали представлять собой, в основном, крупно-узловую сборку импортных деталей от американских, европейских, китайских брендов. Хотя, правда, Кременчугский автозавод еще выпускает по сотне грузовиков в месяц…

Кстати, ЗАЗ с начала “революции гидности” влачит жалкое существование на грани полного закрытия. Собственно, о намерении уволить всех рабочих к октябрю уже сообщали в прошлом году украинские СМИ. Но, видно, решили обойтись длительными неоплачиваемыми отпусками. Отдельные месяцы завод вообще не выпускает машин – лишь запчасти к уже выпущенным маркам.

Не лучше обстоят дела и на других “флагманах” украинской промышленности. Знаменитый днепропетровский “Южмаш” после прекращения кооперации с Россией в 2014 году уменьшил выпуск по соответствующим заказам в 17 раз. Ныне 40% мощностей гиганта простаивает, рабочие не получают зарплату по 7 месяцев.

***

Так что проблемы с выпуском боевых бронированных машин на Украине вполне закономерны. Украинцам приходится разве что завидовать соответствующим успехам российских соседей – как, например, с созданием танка “Армата”. Впрочем, относительно этой грозной техники мнения в укро-“пропагандонском” пространстве разделились до диаметрально противоположных. Так, одна часть “бойцов информационных войск” на службе у дядюшки Сэма уверяла, что новейшая российская машина сделана … из картона!

Другая, наоборот, стала упрекать “подлых москалей” за то, что они “украли” разработку Арматы у “передовых украинцев”. Правда, даже “разоблачители” второй категории, сквозь зубы, признали, что сей гипотетический “украинский проект” разрабатывался в 80-е годы в Харькове. Когда, вообще-то, никакой “незалежной” Украины в природе не существовало, на ее месте располагалась вполне вменяемая УССР. Чьи оборонные заводы находились в ведении общесоюзных министерств.

И, вообще, по терминологии укро-патриотов, период до 1991 года – это “время советской оккупации”. С тем же успехом, и разработки гитлеровскими учеными Фау-2 под Винницей в первые годы Великой отечественной войны тоже можно отнести к “украинским”.

Впрочем, версия “плагиата” россиян у несчастных умных украинцев тут же оказалась под сомнением – о своем таком же “липовом” приоритете заявили и немцы! Дескать, в ФРГ идею танка с “нежилой” башней и бронекапсулой для эпипажа тоже разрабатывали – но забросили за ненадобностью.

Ага, а первый в мире вертолет тоже изобрел не россиянин Игорь Сикорский – а Леонардо да Винчи. Ведь итальянский гений же нарисовал принципиальную схему винтокрылой машины в своих записях еще в 15 веке! Ну а что она так в металле и не воплотилась – так это ж дело десятое, главное идейку первым подать. В любом случае, приятно, что российские Арматы вызвали такую зависть у соседей. К “картону” обычно таких чувств не проявляют.

***

Справедливости ради, можно заметить, что кой-какие остатки былой советской сноровки на Украине остались. Доказательством чего является, в общем, неплохой харьковский танк “Оплот”. Пусть даже он и создан на основе модернизации Т-80, созданного еще в 1969 году, и категорически не годится для карательных операций – его современный комплекс управления огнем предназначен для борьбы с серьезным противником, типа вражеских танков. А так этот “ящик” слишком громоздок – и может быть быстро выведен из строя огнем даже противотанковых ружей или крупнокалиберных пулеметов пехоты противника.

Но самым главным недостатком этой машины является ее стоимость. Так, в ноябре 2014 года этот танк стоил 78 миллионов гривен. По тогдашнему курсу – около 5 миллионов долларов. Вдесятеро больше, чем любой другой танк, находящийся на вооружении украинской армии – или, скажем, на порядок дороже, чем обошлась бы модернизация наличных Т-64 до куда более современных “Булатов”. Между тем, реальная бронезащита у «Оплота» всего на 10% лучше, чем у предшественников…

Так что, неудивительно, что число “Оплотов” в укро-вийске можно сосчитать по пальцам – больший объем закупок не позволяет осуществить катастрофическое состояние украинской экономики в целом и бюджета в частности, да еще помноженные на не менее катастрофическую коррупционность новой “незалежной” клептократической элиты. О чем уже в открытую говорят не только украинские СМИ – но и посол США Джеффри Пайетт сотоварищи из числа западных политиков.

А вот российских оборонный бюджет, в 40 раз больший, «Арматы», и другую современную боевую технику. А потому вопрос соревнования ВПК России и Украины ставить всерьез даже не приходится. Это сравнение “слона и моськи”, причем, последняя с победой “революции гидности” все откровеннее грозит испустить последний вздох.