рэб

16.04.2016, ТРК «Звезда».

Боевые действия в современных условиях – это не только стрельба из оружия, но и воздействие на боевую технику противника радиоэлектронными средствами. Впервые такая попытка была успешно предпринята 15 апреля 1904 года и.о. командующим Тихоокеанской эскадрой вице-адмиралом П. П. Ухтомским. С того момента прошло 112 лет, и за это время, конечно, изменились не только задачи, но и средства радиоэлектронной борьбы. О том, какие средства уже стоят на вооружении российской армии и какие комплексы РЭБ разрабатываются, сайту телеканала «Звезда» рассказали эксперты отрасли.

Во время русско-японской войны Российской Тихоокеанской эскадре удалось дезорганизовать каналы управления огнем артиллерии японских кораблей и успешно отразить вражеский удар. При этом использовались простейшие радиостанции. С того момента не изменился лишь принцип – помехи в радиоканале, а вот средства постановки помех и средства противодействия им серьезно развивались. Сегодня российская армия получает самые современные средства радиоэлектронной разведки, помех и подавления вооружений противника.

Только в прошлом году в Вооруженные силы РФ поступило девять станций радиоэлектронной разведки «Москва-1», 10 вертолетов-постановщиков помех «Рычаг-АВ», восемь станций радиоэлектронной разведки и подавления «Красуха-2», 15 комплектов станции разведки и подавления «Красуха-4» и 20 комплектов станции радиоэлектронной разведки и защиты «Ртуть-БМ».

Концерн «Радиоэлектронные технологии», являющийся разработчиком и поставщиком средств РЭБ уже в этом году передал Минобороны России несколько комплексов «Хибины» наращиваемого состава для Су-34, которые позволяют превратить данный истребитель-бомбардировщик в полноценный самолет РЭБ, способный защитить не только себя, но и всю авиагруппу.

«Мы исходим из концепции универсальности – то есть в случае необходимости в условиях аэродрома любой самолет тактической авиации может быть дооснащен необходимыми средствами для ведения РЭБ. Это дешевле, и это очень эффективно», — рассказали в пресс-службе КРЭТ.

Подвесные контейнеры «Хибины» работают вместе с бортовой РЛС и бортовым комплексом обороны «Хибины-10В». Су-34 может использоваться как полноценный постановщик помех, в отличие от американского аналога F-15E, который берет на борт лишь средства индивидуальной защиты, способный прорвать любую систему ПВО. При этом «Хибины» превосходят американский аналог по ключевым характеристикам.

«Слепой» противник

Стоит отметить, что средства РЭБ эффективны и при установке на вертолеты. Западный военный округ в апреле 2016 года получил два вертолета Ми-8 МТПР-1, оснащенных уникальными станциями помех «Рычаг-АВ». (гиперссылка) Данные комплексы способны в радиусе нескольких сотен километров полностью ослепить противника, таким образом обеспечив групповую защиту самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, наземной техники и кораблей от воздушных атак и ударов ПВО противника. При этом в памяти системы «Рычаг» хранится база данных о разных средствах угрозы для прикрываемых объектов, что позволяет ей определять тип цели и подбирать под нее наиболее эффективные помехи.

Важной особенностью новейшего вертолетного комплекса РЭБ является хранение множества характеристик технических средств в бортовой базе данных, что позволяет в кратчайшее время определить источник сигналов по его сигнатуре и оперативно выполнить по нему оптимальное воздействие.

Стоит отметить, что концерн КРЭТ в этом году завершает разработку вертолетного усовершенствованного комплекса РЭБ «Рычаг-АВМ», который с 2017 года начнет поступать в войска.

«Он мощнее «Рычага-АВ», обладает большим горизонтом действия, более функционален и по тактико-техническим характеристикам превосходит все существующие в мире аналоги», — сообщили сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе.

Перспективные средства РЭБ

Лишить связи противника – значит посеять в его рядах хаос. И бойцы подразделений радиоэлектронной борьбы умеют это делать в совершенстве. Они регулярно отрабатывают задачи по подавлению сотовой и коротковолновой связи противника. В условиях реальных боевых действий это может иметь колоссальное значение. Например, вражеские корректировщики огня не смогут по мобильнику отправлять координаты своим подразделениям авиации и артиллерии.

Накануне бойцы РЭБ в Хабаровском крае накрыли куполом электромагнитных волн территорию в сотни километров. Это сделало бессильными не только авиацию, но и космические спутники условного противника.

Новая станция наземного базирования, над которой сегодня работает КРЭТ, сможет защищать все виды и рода российских войск от высокоточного оружия, в том числе от средств нападения воздушно-космического базирования. В пресс-службе данных по новому серьезному проекту не раскрывают, оговариваясь, что по нему ведутся опытно-конструкторские работы, которые завершаются в следующем году.

В целом разработке новых средств связи и радиоэлектронной борьбы в России уделяется большое внимание. Для этих целей в Тамбовской области Объединенная приборостроительная корпорация создает целый производственный кластер.

«Для всех научно-производственных структур формируется единый менеджмент, задача которого – построить на их базе передовой оборонный кластер в области связи и РЭБ, работающий по принципу «единого конвейера»», – говорится в сообщении «ОПК».

Аппаратуру и технику РЭБ производили и продолжают производить заводы Тамбовской группы: «Октябрь», «Ревтруд», «Тамбоваппарат» и «Тамбовский НИИ радиотехники «Эфир».

Каждое предприятие займет свое место в общей технологической цепочке – от разработки опытных образцов техники до ее испытаний и серийного производства. Это позволит избежать внутренней конкуренции и обеспечить полную загрузку производственных мощностей.

В свою очередь в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) начали подготовку к серийному производству бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) для авиационной и наземной техники.

«В 2017 году мы планируем завершить этот проект, стоимость которого составляет порядка 12–14 млрд рублей», — сообщили сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе КРЭТ.

БИНС позволяет осуществлять с высокой точностью навигацию даже без связи со спутниками.

«Прежде всего они нужны для военной техники, но в последнее время данные системы стали все чаще устанавливать на борт гражданских авиалайнеров и беспилотников. Спрос на эти системы в мире сегодня очень велик», — прокомментировали в КРЭТ. В частности, перспективную платформу «БИНС-2015», которая была разработана за последние два года, планируют устанавливать на самолеты МС-21 и для перспективных беспилотных летательных аппаратов.

Средства РЭБ на экспорт

Напомним, что согласно поручению президента России, обновление оснащения войск РФ в основном будет завершено к 2020 году. Это, конечно, не означает, что после 2020 года не будет гособоронзаказа, но его объемы существенно снизятся.

В этой связи российской оборонке предстоит нивелировать негативные влияния этих изменений. И эта работа уже ведется. В частности вектор основных усилий концерна КРЭТ будет смещаться в сторону экспорта и наращивания производства гражданской продукции.

«Доля экспорта на сегодняшний день у нас составляет порядка 18%. К 2017 году мы рассчитываем довести эту долю где-то до 25%. Для этого нам предстоит проделать немалую работу», — сообщили в пресс-службе концерна.

Не считая авионики, которая поставляется за рубеж в составе российских боевых и гражданских самолетов и вертолетов, КРЭТ поставляет на иностранным партнерам экспортные модификации комплексов «Хибины» и «Президент-С».

«Сегодня вместе с Рособоронэкспортом прорабатываются контракты по наземной технике РЭБ. Это «Красуха-2», «Красуха-4» и «Москва-1». Они имеют паспорта экспортного облика, и мы можем эту технику поставлять на внешний рынок по лини ВТС», — прокомментировали в пресс-службе.

В этой связи рынку гражданской продукции уделяется все больше внимания. КРЭТ располагает огромным количеством наработок, которые могут быть перенесены в гражданскую сферу. В последние годы российский оборонный комплекс ведет работу по систематизации этих наработок и трансформации их в готовые продукты для рынка.

Автор: Михаил Рычагов