6190bebdeffeee3a8437b0fab4744684__1440x

Событие прошло тихо и почти незаметно. Над Невой развели Ладожский мост. По реке прошёл малый ракетный корабль проекта 22800 и ушёл в Ладожское озеро на заводские ходовые испытания. Зовут корабль «Ураган».

Тишина и спокойствие. Потому что всё идёт как надо

В этой тишине и незаметности этого события и заключено самое главное, считают моряки и люди, причастные к судостроению. Потому что это означает, что всё идёт нормально. Штатно, как говорят военные.

Один корабль, «Ураган», покинул эллинг судостроительного завода «Пелла» и отправился на испытания в Ладожское озеро. Как и было запланировано, в середине мая. Даже задержка с выходом штатная – вместо обещанного начальником управления кораблестроения ВМФ России Владимиром Тряпичниковым 15 мая два буксира провели «Ураган» в озеро двумя днями позже. По нынешним временам это уже большая точность – раньше бывало хуже. Можно надеяться, что на продолжение испытаний на главной базе Балтфлота в Балтийске корабль уйдёт тоже почти вовремя.

Но главное, что точно также, по плану – и даже день в день! — 5 мая на заводе «Пелла» спустили на воду третий малый ракетный проект 22800 — «Шквал». Ещё один – «Тайфун» – уже стоит на воде, и вместе с «Ураганом» планируется к передаче флоту уже в нынешнем году.

А следующие корабли этого проекта будут строиться ещё на трёх заводах: «Залив» в Керчи, «Море» в Феодосии и на Амурском судостроительном заводе. Но уже, как отмечал прежний замминистра обороны и нынешний вице-премьер Юрий Борисов, «мы вышли на темп примерно 30 месяцев строительства этих кораблей». «Это очень хороший темп, — удовлетворённо констатировал он. — Флот очень ждёт эти корабли. Они по своим мореходным качествам, техническим параметрам, боевым возможностям считаются сегодня одними из лучших кораблей подобного класса».

Так что всё идёт как надо. Потому – тишина и спокойствие.

У каракурта смертельное жало

Каракурт – создание не вредное. В смысле, не тронь его – не тронет. Но опасное. Если уж вонзит жало, обеспечена жгучая, невыносимая боль, одышка, сердцебиение, головная боль, тремор, затемнение сознания и так далее. Вплоть до смертельного исхода. Недаром этот паук и относится к роду «Чёрных вдов». Шифром «Каракурт» и окрещён проект 22800. И тут есть, действительно, симпатичные параллели с добрым, но жгуче-опасным пауком. Мал? Мал: водоизмещение всего около 800 тонн. Быстр? Быстр – даёт скорость до 30 узлов. Опасен? А то! – имеет более чем грозное «жало» в виде высокоточной ракетной системы «Калибр». Бармалеям в Сирии невыносимая боль и тремор она уже обеспечивала. А ещё одно, менее болезненное проявление последствий укуса каракурта – приапизм, — бандитам уже и не пригодилось…

Плюс современные артиллерийские системы АК-176МА, плюс очень высокие мореходных качеств, благодаря которым эти малютки вполне уверенно чувствуют себя даже в океане. «Очень зубастенький получился корабль», — как ёмко охарактеризовал «каракуртов» тот же Юрий Борисов.

08-6251389-pantsir-na-zakaze

Паучку нужен панцирь

Но у первых кораблей проекта «зубки» эти были недостаточно защищены. А именно – от атаки с воздуха. Всего лишь артустановка. А ведь такому небольшому кораблику много и не надо – одна ракета «воздух – поверхность» способна нанести фатальные раны. Не говоря уже об управляемых беспилотниках.

Нашему паучку не хватало панциря. И «Панцирь» появился.

Как раз на только что спущенном на воду «Каракурте» с заводским номером 253 и по имени «Шквал» появился новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М» (по некоторым сообщениям – «Панцирь-МЕ», что непринципиально). Словом, морская модификация успевшего стать уже легендарным «Панциря-С». В корабельном антураже впечатляющая отдельно, будучи похожей то ли на робота из будущего, то ли на ощетинившегося трансформера.

Но главное – эффективность этого «панциря». Как подчеркнул Юрий Борисов, «комплекс может работать и по беспилотникам, против авиационных средств, против ракет».

Собственно, и многое остальное у «каракуртов» весьма современное с заглядом на будущее — и радиотехническое вооружение, и средства РЭБ, и система управления. Флот всегда воплощал в себе самое свежее из научно-технических наработок, и эти кораблики тоже далеко не исключение.

Ну и, наконец, главное его достоинство в том, что они – именно малые. С длиною в 67 м и осадкой всего в 4 м они могут вполне комфортно чувствовать себя во вполне внутренних водоёмах России. В том же Ладожском озере. Недаром там «Ураган» проходит ходовые испытания. И при наличии на борту ракетного комплекса «Калибр-НК» радиусом поражения в 1500 км офицерам БЧ-2 – боевой части на корабле, отвечающей за ракетно-артиллерийское вооружение – наверняка доставляет определённое удовольствие отмерять на карте, кого из супостатов может ужалить «каракурт», не покидая территориальных вод…