варш

Новые надводные корабли и подводные лодки строятся для Военно-морского флота Россиию. На наши вопросы отвечает заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

– Виктор Иосифович, почему именно по широте Санкт-Петербурга сегодня сверяются часы огромной кораблестроительной сферы России?

– Здесь сосредоточен основной научный потенциал Военно-морского флота. Это научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро, Военный учебно-научный центр ВМФ, в функции которого входит военно-научное сопровождение надводного и подводного кораблестроения. Здесь разрабатываются самые передовые технологии отечественного кораблестроения. И здесь же, в Санкт-Петербурге, находится Главное командование ВМФ, дислоцированное в историческом здании Адмиралтейства. Это прекрасная возможность нам, как заказчикам военной техники, общаться напрямую с теми, кто для нас её производит.

– Известно, что Главное командование ВМФ держит руку на пульсе в вопросах кораблестроения. Как работает этот механизм контроля?

– Это регулярные встречи, совещания с представителями ОПК. Это и посещения предприятий и конструкторских бюро с целью проверки хода работ по тем или иным образцам современной техники. Это рутинная, но очень обязательная работа.

Недавно, например, по указанию главкома ВМФ был проверен ход строительства надводных кораблей и подводных лодок на одном из ведущих предприятий в Санкт-Петербурге «Адмиралтейские верфи». В частности, проверялся график достроечных работ на ледоколе «Илья Муромец», который в настоящее время завершает швартовные испытания у причала завода. На ледоколе производится наладка бортового оборудования и завершается обшивка внутренних помещений. Планируется, что ледокол «Илья Муромец» выйдет на заводские ходовые испытания в середине июля текущего года. В состав ВМФ ледокол войдёт до конца 2017 года после всех этапов испытаний.

В поле зрения находится и ход строительства патрульного корабля арктической зоны «Иван Папанин», на котором завершается формирование корпуса. Второй корабль этого проекта «Николай Зубов» будет заложен для ВМФ России на «Адмиралтейских верфях» в 2018 году.

В поле зрения ход строительства серийных неатомных подводных лодок проекта 677 («Лада») «Кронштадт» и «Великие Луки». Планируется, что дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт» будет спущена на воду в 2018 году. Это вторая лодка в этой серии. Головная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» проходит опытовую эксплуатацию на Северном флоте.

Подводные лодки проекта 677 типа «Лада» имеют ряд уникальных качеств. В них воплощены многие новейшие достижения науки и техники подводного кораблестроения. Приведу такой факт. В процессе создания этой субмарины научно-исследовательскими организациями и предприятиями ОПК выполнено более двухсот научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатом которых стало создание современных эффективных малогабаритных, малошумных, с минимальным энергопотреблением комплексов радиоэлектронного вооружения, образцов корабельного оборудования и нового высокоточного оружия.

Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются: возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям; улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения, наличие комплексной автоматизированной системы управления кораблём, его боевыми, техническими средствами и оружием; наличие нового современного гидроакустического комплекса, способного обнаружить малошумные цели на больших расстояниях, наличие непроникающих в прочный корпус выдвижных устройств. Подводные лодки проекта 677 «Лада» обладают противогидролокационным покрытием корпуса нового поколения.

– Товарищ вице-адмирал, а когда можно ожидать строительства серии подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота?

– Естественно, что одной из главных задач, которая стоит перед «Адмиралтейскими верфями», – выполнение заказа Главного командования ВМФ по строительству шести единиц подводных лодок проекта 636.3 для подводных сил Тихоокеанского флота. В июле первые две лодки в серии будут уже заложены. Мы надеемся, что предприятие уложится в отведённые сроки, так как «Адмиралтейские верфи» уже имеют опыт строительства серии из шести подводных лодок этого проекта для Черноморского флота.

– Главное командование ВМФ недавно объявило о переоснащении минно-тральных сил. Как будет реализована эта программа?

– Да, это так. Речь идёт прежде всего о строительстве кораблей противоминной обороны проекта 12700 (типа «Александр Обухов»). Планами Главного командования ВМФ по оснащению минно-тральных сил флота новыми кораблями противоминной обороны проекта 12700 предусмотрено строительство в ближнесрочной перспективе 40 кораблей этого проекта. ВМФ рассчитывает, что с 2018 года Средне-Невским судостроительным заводом будет строиться как минимум по два корабля проекта 12700 в год. Наряду с этим планируется развернуть строительство кораблей противоминной обороны проекта 12700 на предприятиях Дальнего Востока.

Эти корабли обладают целым рядом уникальных качеств. Они оснащены роботизированными средствами поиска мин, что позволит минно-тральным силам ВМФ эффективно выполнять противоминные задачи при обеспечении развертывания сил ВМФ в назначенных морских районах и выхода сил из пунктов базирования.

Корабли противоминной обороны проекта 12700, предназначение которых бороться с любыми типами морских мин, строятся из монолитного стеклопластика по заказу Военно-морского флота в рамках Государственной программы кораблестроения. Головной корабль проекта 12700 «Александр Обухов» уже выполняет задачи в составе ВМФ, три следующих корабля противоминной обороны «Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов» находятся на различных этапах постройки.

Главной отличительной особенностью новейших кораблей противоминной обороны является самый большой в мире цельнолитой корпус из композитных материалов. Преимущество этого корпуса в более высокой прочности в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы корпуса из монолитного стеклопластика больше, чем у корпуса из маломагнитной стали. При этом масса корпуса значительно меньше.

В строительстве кораблей проекта 12700 реализуются новейшие российские технологии и технические решения, не имеющие аналогов в мире. Корабль оснащён новейшими средствами поиска и обнаружения мин, имеет высокие маневренные качества и мореходность. В состав противоминного вооружения корабля входит безэкипажный катер, что позволит осуществлять поиск и обнаружение мин без малейшего риска для людей.

– А что будет с тральщиками, которые уже давно выполняют задачи в составе ВМФ?

– Они будут продолжать их выполнять. Наряду со строительством новых минно-тральных кораблей будет проводиться сервисное обслуживание минно-тральных кораблей существующих проектов, находящихся в составе флотов ВМФ России с целью поддержания их технического потенциала на должном уровне. Это касается базовых, рейдовых, морских тральщиков.

К слову сказать, минно-тральные силы флотов ВМФ России в соответствии с планом боевой подготовки выполнят в текущем году свыше 100 упражнений с применением противоминного оружия, а также примут участие в более двадцати учениях сил флота, в ходе которых отработают задачи противоминного обеспечения тактических групп и разнородных группировок боевых кораблей ВМФ.

– Флот ждёт корветы проекта 20385. Что вы можете сказать об этих кораблях?

– Эти корабли будут поступать в состав ВМФ. Так уже в конце июня 2017 года на предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге будет спущен на воду новый корвет проекта 20385 «Гремящий», оснащённый комплексом высокоточного оружия и двигателями российского производства.

Такие корабли предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. На вооружении корветы имеют артиллерийский, ракетные и противолодочный комплексы, а также современные радиолокационные комплексы.

Возможность базирования на корветах этого проекта вертолёта значительно повышает возможности обнаружения и уничтожения подводных лодок, а также выполнения других специальных задач по предназначению в составе группировок сил ВМФ и одиночно.

По заказу ВМФ России на предприятии «Северная верфь» сейчас строятся четыре корвета. Корветы «Гремящий» и «Проворный» строятся по проекту 20385, корветы «Строгий» и «Ретивый» по проекту 20380.

Немаловажен тот факт, что в 2016 году на корвет «Гремящий» были установлены двигатели отечественного производства. Они произведены Коломенским заводом в соответствии с техническими требованиями Главного командования ВМФ в рамках реализации программы импортозамещения в военном надводном кораблестроении. Для этого в соответствии с заданием ВМФ Центральным морским конструкторским бюро ЦМКБ «Алмаз» и сотрудниками предприятия «Северная верфь» были произведены соответствующие расчёты, позволяющие произвести эффективную интеграцию отечественных двигателей без нарушения проектных характеристик корвета.

– Когда флот планирует принять в состав новейшее судно связи «Иван Хурс»?

– Думаю, что задержек в этом не будет. Планируется, что судно связи проекта 18280 «Иван Хурс», находящееся после спуска на воду на завершающем этапе достройки на предприятии «Северная верфь», будет передано в состав Военно-морского флота в ноябре 2017 года. А до этого времени судно пройдёт все необходимые этапы испытаний. Оно было спущено на воду 16 мая 2017 года. В настоящее время на судне проводятся достроечные работы на воде. Мы этот процесс держим в поле зрения.

– СМИ неоднократно уделяли внимание переоснащению десантно-высадочных сил и средств флота и, в частности, необходимости переоснащения состава больших десантных кораблей. Что можно сказать по этому вопросу?

– В текущем году в состав ВМФ войдёт большой десантный корабль «Иван Грен» (проекта 11711) после завершения всех этапов испытаний. В настоящее время БДК «Иван Грен» находится на этапе заводских ходовых испытаний на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде.

Второй большой десантный корабль проекта 11711 «Пётр Моргунов» находится в постройке на стапелях предприятия «Янтарь». На нём сформирован корпус и производится погрузка бортовых систем и оборудования. Планируется, что БДК «Пётр Моргунов» будет спущен на воду летом текущего года для последующих достроечных работ.

Это хорошие корабли. С улучшенными характеристиками. В частности, согласно техническим требованиям, которые предъявило Главное командование ВМФ заводу, на БДК «Пётр Моргунов» будет размещено современное крановое оборудование для погрузки техники на корабль. Помимо этого, погрузка техники может производиться и самостоятельно, через аппарель. БДК «Пётр Моргунов» сможет принять на борт более 10 танков или более 30 бронетранспортёров и боевых машин пехоты. Предусмотрена возможность погрузки батальона морской пехоты. На корабле существенно улучшены бытовые условия для размещения и проживания экипажа, десантников и морской пехоты. БДК «Пётр Моргунов» имеет дальность плавания до 4000 миль, что позволит ему выполнять эффективно задачи в дальней морской зоне.

– В конце июня в Санкт-Петербурге пройдёт Международный военно-морской салон. Как будет представлен на нём ВМФ?

– ВМФ будет представлен боевыми кораблями, катерами различного предназначения. Можно будет увидеть широкий спектр новейших разработок – от двигателей до радиотехнических средств. Нам есть чем гордиться.

comments powered by HyperComments