F-35

Решено! США передают Турции свои истребители F-35, несмотря на сопротивление американского Конгресса. Об этом сообщил телеканал CNN, ссылаясь на министерство обороны США. На базе в Аризоне турецкие пилоты пройдут необходимую подготовку. А затем перелетят на этих самолётах к себе на родину. Один только вопрос: долетят ли?

Долетят ли?

Не то чтобы военные специалисты сильно в этом сомневались. С пересадками, как почта до Сахалина, но долетят. До Израиля же долетели. Правда, потом оборонному ведомству этой страны пришлось придумывать неуклюжую версию, будто при первом боевом применении F-35 в него попала ворона, поцарапала стелс-покрытие, из-за чего истребитель еле добрался до базы и кое-как сел. Военные обозреватели долго потом ещё ухмылялись, гадая, как звали эту «ворону» – не В-880Е, что по невероятному стечению обстоятельств совпадает с индексом ракеты комплекса С-200ВЭ, которые стоят на вооружении сирийской армии?

Впрочем, хватит намёков! Если оставить за скобками политическую сторону вопроса, в которой турки всё-таки нагнули Вашингтон и заставили отдать эти самолёты, несмотря на крик в Конгрессе, что пусть, мол, сперва от русских С-400 откажутся, — то в последние дни появились свидетельства о прямой физической непригодности F-35, как говорится, к бою и походу. А именно: после проведения в этом месяце прочностных испытаний трёх произвольно взятых F-35A из последней серийной партии выяснилось, что их корпуса – планёры на авиационном языке – не выдерживают даже гарантийного срока службы. При имитации полётной нагрузки в них появлялись критичные усталостные деформации уже после первой трети положенных восьми тысяч лётных часов!

Причём тесты проводились не абы как, на любительском уровне, — а в аналоге нашего Жуковского: в Национальном институте авиационных исследований в городе Уичита.

Как остроумно оценивает этот факт обозреватель Александр Запольскис в тексте для ИА REX, попросту говоря, это означает, что абсолютно все из более чем 240 выпущенных на данный момент F-35 всех типов годятся разве что для неспешного пролёта парадным строем во время какого-нибудь праздника. Резкое маневрирование для них опасно, а боевые режимы и нагрузки прямо противопоказаны.

Ещё бы, объясняет обозреватель, американцы «машину сначала «нарисовали» на компьютере, потом собрали на стенде и тут выяснили, что результат не проходит по массогабаритным характеристикам. Планёр оказался слишком тяжёлым и его нужно срочно облегчать. Например, в моделях А и С «сняли» 546 килограмм «металла» с несущих конструкций, а конструкцию модели В пришлось «облегчить» вообще на 1161 килограмм».

А тут через океан лететь! Впрочем, самолёты могут доставить и на пароходе. Идеальный вариант для, как кричит американская пропаганда, «лучшего самолёта» 5-го поколения!

Почти 1000 недоработок

Суммируем. Уже в проекте F-35 нашли почти тысячу недоработок. Из них более 100 — критические, то есть несут прямую угрозу сохранности самолёта и жизни пилота. Автор открытия — контрольно-бюджетное управление США. Ещё о проекте. Новейший самолёт 5-го поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II вошёл в список из наиболее неудачных американских военных самолётов. Автор рейтинга – аналитический военный журнал The National Interest.

Новейшие американские истребители F-35 Lightning II не смогут противостоять российским высокоточным ракетам и системам ПВО. Потому что те – элементарно видят эту невидимку, потому что та невидима в миллиметровом диапазоне, а русские радары сканируют небо в сантиметровом и (!) вообще в мультидиапазоне. Автор открытия – тот же американский National Interest.

Израилю задержали поставку истребителей F-35 до тех пор, пока не устранят выявленные технические неисправности. Автор сообщения – израильская The Jerusalem Post.

Израиль же попробовал первым, что стоят эти самолёты в реальном боевом применении. Оказалось, неизвестно, что хуже: признать, что бесстыдно разрекламированное антирадарное покрытие настолько повредила птица, что самолёт еле доковылял до базы, либо же, что его «полюбила» ракета морально устаревшего зенитно-ракетного комплекса 1960-х годов создания. Впрочем, при средней цене машины в 100 млн долларов оба варианта хуже. Наконец, австралийские ВВС открыли при моделировании воздушного боя между российским истребителем Су-35 и F-35, что последний оказался «беспощадно избит истребителем Су-35 дубинкой, как ребёнок».

В целом же никто ещё не опроверг ещё позапрошлогодних выводов экспертов: F-35 —

— уступает в ближнем бою F-16;

— до сих пор не может нести никакого вооружения, кроме AIM-120 и бомб JDAM;

— перед любым вылетом должны загружаться файлы обстановки и задания, включающие полные подробные карты местности, для подготовки которых до сих пор есть только один пункт обеспечения. Загрузка файлов и их обработка — дело медленное, одной эскадрилье может требоваться неделя-две на всё про всё;

— вылет невозможен без прямого электронного разрешения управления из США. Нет связи — нет вылета;

— сенсорная система полного осмотра обстановки, сводящая данные от ИК-сенсоров, радара, источников данных на поле боя (ДРЛО и наземные указатели) настолько сырая, что пилоты жалуются на её наглость и непонятность, не могут разобрать, что на самом деле происходит».

Ну, и стоимость

Первоначально на разработку и приобретение машин планировалось истратить 233 млрд долларов. Дальше оказалось, что затраты потянут на 379 млрд долларов. А с учётом неизбежных исправлений «детских болезней», модернизаций, затрат на эксплуатацию расходы поднимаются до 1 триллиона долларов.

Недаром сам Дональд Трамп пытался закрыть эту программу, говорят, что она дорога, и дорога неоправданно. Но перед американским попилом устоять не может никто. Вернее даже так: кто попытается устоять, тот точно ляжет. Как Джон Кеннеди.

Трамп хитрее. Он от закрытия столь ценного в смысле дармовых доходов проекта в конечном итоге воздержался.

Объявить торговую войну Китаю показалось безопаснее…