ил-80

Один из важнейших самолетов ВВС России будет модернизирован — и более того, ему на смену придет машина нового поколения с расширенными возможностями. Речь идет о самолете, который в США называют «самолет Судного дня», иначе говоря, воздушном командном пункте управления Вооруженными силами. Чем примечательна эта машина — и как она будет модернизирована?

Эти самолеты не несут в своем чреве боевой нагрузки, в них нет бомб и ракет, они даже не высаживают воздушные десанты. Но это, пожалуй, самое грозное оружие российской армии – воздушный командный пункт (ВКП). С его борта даже в случае ядерной катастрофы будет вестись управление всеми силами и средствами Вооруженных Сил, в том числе РВСН, атомными подводными лодками и стратегической авиацией.

Название «самолет Судного дня» придумали в США, где подобные авиалайнеры появились несколько раньше. Вероятно, по такому предположению, что когда в Америке наступит ад, то уцелеют только находящиеся в небе самолеты. Название мифическое и в чем-то устрашающее. Для образного названия такого отечественного самолета вполне подошло бы, например, название «летающий Генштаб».

Подобные функции выполняются самолетами Ил-80 и Ил-82, которые сейчас, по словам замминистра обороны Алексея Криворучко, будут модернизированы до уровня второго поколения ВКП. Соответствующие опытно-конструкторские уже закончены.

Ил-80 (на базе пассажирского лайнера Ил-86) и Ил-82 (на базе транспортного Ил-76) предназначены для управления войсками в условиях ядерной войны. Основной задачей самолетов ВКП является организация связи даже в местах, где наземная инфраструктура уничтожена. Живучесть – тоже главное преимущество воздушного командного пункта. Воздушный КП обнаружить гораздо труднее, соответственно, и уничтожить, так как самолет постоянно меняет свою дислокацию.

Таких самолетов на вооружении ВКС четыре – в составе 3-й отдельной авиационной эскадрильи. Базируются они на площадке авиабазы «Чкаловский». Предполагалось, что они могут быть использованы для эвакуации членов правительства, но все-таки их настоящее предназначение – управление войсками.

Эти воздушные суда внешне отличается от своего прототипа тем, что в них нет иллюминаторов и минимум люков. Кроме того, в носовой части фюзеляжа – массивный накладной отсек с радиоэлектронным оборудованием.

В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором. Из известного оборудования можно перечислить унифицированный комплекс средств «Звено-2», а также антенны – коротковолновые приемная и передающая. Передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа, приемная антенна сверхдлинных волн, антенна релейной связи, антенна ультракоротких волн и антенна связи с подразделениями РВСН.

ил-80

На боковых створках грузового люка ВКП установлены две огромные лепестковые антенны, а на средней – барабан, с которого разматывается буксируемая проволочная антенна сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Эта антенна длиной пять километров (по разным данным от трех до восьми километров!) служит для связи с подводными лодками. Барабан находится внутри фюзеляжа, снаружи виден лишь небольшой обтекатель и полуутопленый в нем конус. Выпустив антенну, самолет начинает описывать круги. Конус, потеряв скорость, сваливается, и пятикилометровая антенна повисает почти вертикально. Только при таком положении антенны радиосигнал может пробить толщу воды.

В модернизированном ВКП будет предусмотрена связь со всеми армейскими, флотскими, авиационными, ракетными командирами – вплоть до пусковой установки, танка, крейсера, истребителя. Команду сверху (в прямом смысле слова) получит и командир разведгруппы, и командующий военным округом.

Первый отечественный воздушный командный пункт был принят к эксплуатации еще в 1992 году – его создали на базе авиалайнера Ил-86, присвоив наименование Ил-80. Интерес к необычному воздушному объекту всегда был обусловлен именно его необычайной секретностью. Поэтому слова гендиректора НПП «Полет» Александра Комякова о том, что объединенная приборостроительная корпорация, помимо модернизации Ил-80 и Ил-82, проводит также работы по созданию воздушного пункта стратегического управления третьего поколения, вызвали большой интерес. Можно только догадываться, чем будет нашпигован новейший летающий командный пункт.

ил-80

Как следует из слов Алексея Криворучко, для нового воздушного командного пункта будет использован несправедливо сейчас подзабытый лайнер Ил-96, который сняли с гражданских рейсов по коммерческим соображениям. Известно, что Минобороны ранее заказало два Ил-96 400Т, которые предполагается использовать в качестве топливозаправщика. Эта машина способна стать базовой платформой и для воздушного командного пункта.

Теоретически может использоваться для этих целей и Ан-124 «Руслан», но, как отмечают авиационные эксперты, для самолета «Судного дня» больше подойдет именно Ил-96.

У него прекрасные летные качества, при крейсерской скорости в 870 километров в час самолет может без дозаправки пролететь 12 000 километров. Его максимальная взлетная масса составляет 250 000 килограмм, что позволяет поднять любую аппаратуру. Ну, и потолок высоты приличный – 12 километров.

«Готовность армии к войне, конечно же, зависит от многих факторов – начиная от индивидуальной подготовки солдата, заканчивая организацией видового взаимодействия и систем связи во всей армии, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – В этой цепи роль самолетов, являющихся воздушными командными пунктами, занимает особое место. Если наземные пункты управления будут разрушены, то их заменят летающие КП. Их обнаружить гораздо сложнее, да и произвести идентификацию тоже – внешне самолет практически не отличить от гражданского авиалайнера. Мне кажется, что новые летающие командные пункты будут перемещаться уже в космическом пространстве и обладать поистине универсальными способностями для управления армией и флотом».