Курганец-25

Поставки в войска бронетехники на новейшей гусеничной платформе «Курганец-25» начнутся в 2018—2019 годах. Как сообщил на днях «Интерфакс», это изделие, разработанное концерном «Тракторные заводы» из Чувашии, вышло на заключительный этап испытаний.

«Надо делать другую машину»

Несмотря на некоторую «миролюбивость» названия этот машиностроительный концерн со штаб-квартирой в Чебоксарах объединяет сегодня в том числе производителей БМП (боевая машина пехоты) и БМД (боевая машина десанта), противотанковой пушки-самоходки «Спрут-СД», которую часто называют «легким танком», и многого другого. Вот где-то в этих недрах и зародилась лет пять назад идея будущего «Курганца» — прямого ответа на объявленный оборонным ведомством курс на максимальную унификацию техники. То есть когда не придумывается по отдельности новая БМП, БМД, противотанковая самоходка или новый гусеничный БТР, а создаётся единожды одна общая для всех них платформа, которая уже достраиваясь и «довешиваясь» в зависимости от задач, как в известном фильме «быстро превращается» в ту или иную боевую единицу. По похожему принципу, к слову, придумывалась и великая и ужасная «Армата» — боевая универсальная тяжелая гусеничная (кажется, ничего не забыл) платформа, ставшая, кажется, самым раскрученным брендом еще задолго до своего реального воплощения. Правда, «Курганец» все-таки полегче (по некоторым данным вдвое) «Арматы» будет, потому его и прозвали ее «младшим братом».

А некоторые эксперты, например, находят у «Курганца» родственные связи (не такие, правда уж, близкие) и с задуманной в конце 70-х БМП-3 — вернее, попыткой создать тогда унифицированную, единую для сухопутных войск, морской пехоты и ВДВ боевую машину пехоты. Попытку не сказать чтобы очень удачную — как известно, ВДВ, по сути, от этой машины отказались, да и в целом, говоря о тех БМП, отмечали в первую очередь упор на огневую мощь в ущерб защищенности экипажа. Именно по поводу БМП-3 в 2010 году тогдашний замминистра обороны Владимир Поповкин произнес свое знаменитое: «На БМП сегодня все ездят наверху, потому что в этом „гробу“ никто ехать не хочет. Надо делать другую машину».

Переросток-радикал

В любом случае, официальной информации об особенностях «Курганца-25» по-прежнему не так много. Рулевая колонка в виде джойстика, «идеология цифрового борта», чуть ли не беспрецедентный уровень защищенности (уроки БМП-3, видимо, не прошли даром), дополнение пассивной брони с керамическими плитам куполом из радиоэлектронных и прочих «щитов», 750-сильный двигатель, необитаемое боевое отделение… Да, еще есть данные, что вооружение для «Курганца» специально разрабатывалось в нижегородском ЦНИИ «Буревестник» — известном специалисте по минометам и различному артиллерийскому вооружению (в том числе для той же «Арматы»).

Весной 2015 года обозреватель «Week» и журналист «National Interest» Кайле Мизоками большую часть материала о выложенным в открытый доступ видео с репетиции в подмосковном Алабино Парада Победы посвятил именно «Курганцам», вернее, созданным на его основе БМП. Он назвал машины радикальным отходом от предыдущих аналогов, предположив, что они оснащены (боевые модули были закрыты брезентовыми чехлами) помимо прочего и несколькими усовершенствованными противотанковыми ракетными комплексами «Корнет-ЭМ», предшественниками которых иракские войска так удачно подбивали американские «Абрамсы» в 2003 году. К слову, та репетиция парада считалась чуть ли не первым официальным выходом «Курганца» в свет.

Для опытно-войсковой эксплуатации «Курганцы» начали направляться в российские войска в 2015 году — через два года планировалось выйти на серийное производство на «Курганмашзаводе», входящем в состав концерна «Тракторные заводы». Однако, уже в конце 2015 года оказалось, что собственно все сдвигается как минимум на год. Главной проблемой оказался слишком высокий, по мнению военных, профиль «Курганца» (сам корпус — 2365 мм, по прицел командира — 3290 мм). «Профиль машины будет меняться, потому что военные сейчас «Курганец­-25» между собой называют «мечта гранатометчика», — сообщил журналистам первый вице-президент «Тракторных заводов» Альберт Баков, признавшись, что, по сути, машину (платформу) придется создавать заново, за исключением одних лишь опорных катков, позаимствованных у пресловутой БМП-3. В итоге начало госиспытаний «Курганца» сдвинулось на 2017 год.

Немцы поторопились ответить

Тем временем летом прошлого года в Париже прошла международная выставка «сухопутного» вооружения «Eurosatory-2016» и одним из главных ее открытий, напомним, стала усовершенствованная боевая машина пехоты «Линкс» концерна «Рейнметалл Дефенс» (Германия), которая прямо позиционировалась как ответ на последние разработки российской «оборонки» — в первую очередь, среднюю гусеничную платформу «Курганец-25».

И вот, наконец, последние сводки с полей. «Курганец» может быть поставлен в российские войска в 2018—2019 годах. «Поскольку машина сама по себе радикально новая, из новых комплектующих, конструкторской разработке заново подвергалось абсолютно все. Там не повторяется практически ничего из предыдущих машин, за исключением самых незначительных заимствований. Сейчас точную дату окончания испытаний я вам назвать не могу. Как и все новое, требуется определенная доводка. Как еще конструкторы говорят „обучение“. То есть, машину нужно обучить», — заявил «Интерфаксу» один из руководителей «Курганмашзавода» Алексей Лосев.

comments powered by HyperComments