ZhD0R (1)

26.08.2016, ТРК «Звезда».

Тема уничтожения вражеского авианосца живет и вполне неплохо себя чувствует, несмотря на то, что официально «холодная война» завершилась, а Советского Союза давно нет. Помимо ракетного вооружения на кораблях, «делить на ноль» авианосные ударные группы вероятного противника научили и самолеты дальней авиации.

Ту-22М3 — который прозвали «охотником за авианосцами» в ближайшем будущем будет вооружаться новейшей крылатой ракетой с дальностью пуска в тысячу километров, перехват которой, по словам специалистов, практически исключается.

Самый быстрый из бомбардировщиков

Рев двигателей и отрыв от земли. Голубое пламя двигателей Ту-22М3 постепенно рассеивается в ночном небе, словно остывающий хвост кометы, которая мчится по бескрайним просторам космоса. Еще через несколько минут бомбардировщики с крылатыми ракетами на борту перестроятся в боевой порядок и возьмут курс в заданный район. Спустя короткое время место действия меняется — в огромном, подсвеченном огнями корабле почти сразу угадывается американский авианосец, бороздящий зону интересов Соединенных Штатов Америки.

Внезапную тишину на мостике нарушает рев сирены — бортовая РЛС только что засекла приближение группы неопознанных целей. Еще через секунду на мостике начинается настоящая паника — средствами контроля зафиксирован групповой пуск ракетного вооружения. С пилонов четырех Ту-22М3, возникших буквально из ниоткуда в сторону авианосца срываются противокорабельные сверхзвуковые ракеты. Операторы РЛС на авианосце судорожно пытаются сосчитать общее количество ракет… одна, две… да нет, не меньше восьми ракет!

В ночном небе вспыхивает бортовая артиллерийская установка. Характерный рокот «Фаланкса» и трасса раскаленных боеприпасов прорезает одну, а следом и вторую. На этом способности артиллерийского комплекса заканчивают и ракеты на сверхзвуковой скорости вгрызаются в корпус корабля, снося палубную надстройку и подрывая хранилище боеприпасов. Панорама — пылающий корабль, размеров с несколько жилых домой как будто «порван» на куски неизвестной силой.

Именно в таком виде сценаристы американского фильма «Цена страха» о противостоянии двух сверхдержав представили себе нападение самолетов дальней авиации на американский авианосец. Страх американских граждан и военных, с чьих рассказов в основном и создавались сценарии к таким фильмам, можно было понять — группа (тогда еще) советских ракетоносцев с помощью уникального вооружения могла перемолоть в труху светоч демократии практически везде, где бы он не явил миру звездно-полосатое знамя.

От страхов «киношных» к страхам настоящим идти не так уж и далеко. История американской болезни под названием «боязнь советской дальней авиации» начинается с появлением Ту-22М2, о котором американцы узнали в самый неподходящий момент. В 1976 году в Женеве состоялся очередной раунд советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений. Практически одновременно с этим событием, в ночь на 14-е мая министром авиационной промышленности Дементьевым был отдан приказ на проведение полета серийного дальнего бомбардировщика Ту-22М2.

Целью полета было определить максимальную дальность полета машины. На следующий день, карта с маршрутом полета Ту-22М2 уже лежала на столе перед советской делегацией, прилетевшей в Швейцарию на переговоры с американцами. Истеричные заявления вполне можно было понять — американские разведчики с помощью спутников сложили «два и два» и пришли к выводу, что общая протяженность маршрута с одной дозаправкой в воздухе составила…. СЕМЬ тысяч километров.

Историки отмечают, что американские делегаты были глубоко шокированы тем, что Советы «приберегли» такой козырь на случай войны и потребовали, чтобы Ту-22М3 был лишен штанги для дозаправки в воздухе. Тогдашнему министру иностранных дел Громыко поправить дело не удалось — истерика американцев после убедительных доводов так и не прошла. Штанги для дозаправки со всех Ту-22М2 были демонтированы, хотя ветераны ВВС до сих пор уверены, что если бы американская разведка сплоховала, то самолеты дальней авиации Ту-22М2 смогли бы «достать» любой объект на территории Европы и даже дотянулись бы до Соединенных Штатов.

Крылатая смерть

Еще в Советском Союзе патрулированию с ракетным вооружением уделялось огромное внимание — пара Ту-22М3 с ракетами Х-22 для поражения кораблей и Х-28 с пассивной ГСН для поражения РЛС противника бороздили просторы морей и океанов практически непрерывно. К возможному контакту летчиков готовили основательно — тактика применения вооружения, обнаружения и селекции целей до сих пор находится под грифом. Что касается самих ракет, то тут случился настоящий праздник инженерно-конструкторской мысли.

Нормальной нагрузкой для «Бэкфайера» считается размещение двух противокорабельных ракет Х-22. Возможность загружаться «под завязку» и брать вместо двух ракет сразу три так же отрабатывалась, но применять такую схему можно было разве что при чрезвычайных ситуациях, когда уничтожению определенной цели присваивался наивысший приоритет.

L8ZlI

Долгие годы ракета Х-22М, использованная в качестве основного ракетного вооружения с появлением Ту-22М являлась причиной головной боли американских ВМС, но серьезные работы в области радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия в стане вероятного противника заставили теперь уже российских инженеров подумать над созданием наследника Х-22.

Проламывая палубу

В начале 1990-х годов в МКБ «Радуга» приступили к реализации столь масштабного и амбициозного проекта по созданию ракетного вооружения, что характеристики, которые в неофициальных беседах только намеками подтверждают и бывшие инженеры-ракетчики и военные специалисты, кажутся совершенно невероятными. Возвращаясь к теме своих основных обязанностей — поиска и уничтожения авианосных ударных групп противника, ракетоносцы Ту-22М3 вскоре могут получить ракеты Х-32, которые по заявлениям специалистов, практически неуязвимы для современных средств ПВО.

После испытательных стрельб в середине двухтысячных о работах по ракете Х-32 почти не говорили. Секретность, связанная с разработкой этой ракеты обусловлена даже не тем, что боеприпас построен с использованием новой элементной базы, а с тем, как благодаря техническим решениям новая ракета поражает цель. Основным отличием Х-32 от всех крылатых ракет, способных подлетать к надводным и наземным целям с огибанием рельефа местности является не совсем привычный маневр.

По словам военных экспертов, после отделения от самолета-носителя и включения маршевого двигателя ракета не прижимается к поверхности, а наоборот — начинает активный набор высоты. Причем скорость, с которой ракета начинается движение к цели существенно выше всех показателей, достигнутых ракетами предыдущего поколения. «Скорость этой ракеты много больше Х-22 и составляет 5400 км/ч — а это, на секундочку, гиперзвук!

Другая весовая категория для ракетного вооружения», — отмечает военный эксперт Алексей Леонков. Отдельного упоминания заслуживает «горка» до высоты примерно в 30(а по некоторым данным и в 40) километров — своеобразный «хук в голову» для всех существующих корабельных (и не только) ЗРС .

Специалисты в области ракетного вооружения отмечают, что маневр с разгоном и активным набором высоты преследует сразу несколько целей. «На высотах более 30 км эффективность ПВО авианосных ударных групп снижается. К тому же, ракета наверняка может выполнять противоракетный маневр и обладает источником помех работе РЛС ЗРК», — указывает военный эксперт Дмитрий Корнев.

Если сложить воедино — высоту полета, заложенный в программу управления противоракетный маневр, гиперзвуковую скорость полета и дальность почти в тысячу километров, то получается, что на выходе мы имеем уникальное ракетное вооружение, прямых аналогов которому в данный момент нет и не предвидится.

По разным оценкам, оптимальное количество Ту-22М3, отправленных на перехват авианосной ударной группы — 6-8 самолетов. При условии, что вооружены эти самолеты будут ракетами Х-32 в количестве 14-16 единиц, разгром АУГ, даже при самой активной обороне — гарантирован.

«У авианосцев самые уязвимые места — это отсек силовой установки, отсеки с топливом для самолетов и оружейные склады. Учитывая массу БЧ и подлетную скорость, Х-32 может проломить борт авианосца и оставить дыру размером 20-30 квадратных метров. А если учесть, что действовать ракеты могут и во время сильного шторма, когда условия для работы корабельных РЛС и комплексов ПВО многократно осложняются, забортная вода очень быстро довершит процесс затопления авианосца», — подчеркивает военный эксперт Алексей Леонков.

Помимо скоростных характеристик и возможности активно противодействовать перехвату, запас прочности Х-32 таков, что корпус ракеты в состоянии выдержать облако огня 20-мм артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», прямое попадание зенитной ракеты AIM-7 или трех ракет AIM-9. Все перечисленное — основной ресурс корабельной ПВО, которому и отводится роль защитника авианосной ударной группы. Ситуация окажется еще более пикантной, если вспомнить о том, что новейший американский авианосец «Джеральд Форд» решили оснащать только ракетным вооружением, полностью отказавшись от артиллерийских систем.

Что касается планового обновления ракетного вооружения, то активный переход к средствам поражения, перехват которых практически невозможен очень сильно беспокоит зарубежных коллег, ведь впервые с момента завершения «холодной войны» и повального уничтожения советского вооружения, аналогов которому на западе не придумали до сих пор, российская дальняя авиация возвращается к забытому некогда ремеслу — охотой за теми, кто возомнил себя владыкой всея морей и океанов.

Автор: Дмитрий Юров