иранский "Karrar"

14.03.2017, ТРК «Звезда».

В воскресенье 12 марта в Организации оборонной промышленности Ирана с участием министра обороны страны Хосейна Дехгана (Hossein Dehghan) состоялась официальная церемония презентации нового танка, который начал серийно выпускаться в Иране. Об этом сообщили иранские информагентства Farsi Tasnim. Танк получил наименование Karrar–«Атакующий». Одновременно на заводе по производству бронетехники Bani-Hashem Armored Complex в провинции Луристан была пущена линия серийной сборки нового танка.

Впервые информация о новом иранском танке пролилась на свет в середине августе прошлого года, когда министр обороны бригадный генерал Хосейн Дехган объявил о том, что иранский ОПК с нуля разработал и построил новый основной танк по своей боевой эффективности ничуть не уступающий российскому Т-90. Тогда же в Сети появились и первые видеокадры испытаний нового танка.

Почему вдруг министр обороны Ирана стал сравнивать новый танк Karrar с Т-90? Да потому, что долгое время Иран вел переговоры с Москвой о возможности закупки для своей армии партии таких танков. Но в условиях международного эмбарго на поставку наступательных вооружений, а танки относятся именно к такому виду вооружений, Россия не могла пойти на нарушение международных норм.

Иранские инженеры, создавая танк Karrar, работали не на пустом месте. Еще в начале 90-х годов в Иране был создан танк Zulfiqar. Машина разрабатывалась инженерами компании ConstructionCrusadeпод руководством бригадного генерала Мир-Юнуса Масум-Заде (Mir-Younes Masoumzadeh), занимавшего на тот период должность заместителя командующего сухопутными войсками по науке и исследованиям. Немалую помощь иранским инженерам оказали российские специалисты. В начале 90-х годов Иран закупил у России партию из 200, новеньких по тому времени, основных танков Т-72С. Вместе с танками Ирану передавались отдельные технологии по производству запасных частей и некоторых комплектующих. Планировалась также и передача лицензии по производству боевых машин Ирану. Но не случилось.

Не менее 200 специалистов танкистов-инженеров прошли обучение в России на курсах «Выстрел». Надо отдать должное, прибывшие в Солнечногорск иранские танкисты относились к учебе очень серьезно.

Первый опытный образец основного танка Zulfiqar был создан в 1993 году. В 1997 году было организовано серийное производство машин. Окончательная сборка танка осуществляется на иранских предприятиях, но часть систем, узлов и агрегатов все же импортировались из-за рубежа.

Танк представляет собой некий конгломерат от Т-72 и американского M60. Было выпущено не менее 100 единиц. Позже были предприняты попытки усовершенствования конструкции машины. Появился Zulfiqar 2 с модернизированными двигателем и ходовой частью.Правда, был построен только один опытный образец, использовавшийся в качестве испытательной платформы.

Затем был создан и серийно выпускался Zulfiqar 3.Он отличается от предшественников новой ходовой частью, получившей седьмой опорный каток на борт, новой башней, усовершенствованной СУО с тепловизионным прицелом и лазерным дальномером, более совершенным стабилизатором оружия. На машину также был установлен более мощный дизель. И вот появился новый иранский танк Karrar– вполне закономерное явление.

«Karrar» vs. Т-90

Как заявил на церемонии презентации нового иранского танка министр обороны Ирана бригадный генерал ХоссейнДехган, новая боевая машина может «соревноваться с наиболее современными танками в мире по показателям защищенности, огневой мощи и подвижности». Насколько это заявление соответствует действительности, мы сейчас рассмотрим. Правда, сравнения будем проводить на основе имеющихся фото и видеоматериалов, других данных по иранской машине не публикуется.

cjs5gcuj99k-1-1120x0

Основной танк Karrar внешне напоминает российский танк Т-90СМ. Это сходство не случайно. Судя по видеокадрам производства танка его корпус абсолютно идентичен корпусу танка Т-72 или Т-90. Есть некоторые подозрения, что иранский Karrar есть продукт глубокой модернизации ранее переданных Ирану Т-72С или попавших в страну из Ирака Т-72М1. Но это чисто мое предположение.

Защищенность

Исходя из этого защита бронекорпуса танков Karrar и Т-90СМ примерно одинаковая. Однако на Т-90СМ на корпусе используется универсальная динамическая защита (ДЗ) третьего поколения «Реликт», способная эффективно противостоять не только обычным кумулятивным боеприпасам, но и кумулятивным тандемным боевым частям, а также и бронебойным подкалиберным снарядам, снижая их эффективность почти в 1,5 раза. ДЗ танка Karrar никак нельзя отнести к ДЗ ни второго, ни, тем более третьего поколения. И так 1:0 в пользу Т90СМ.

На танке Karrar устанавливается сварная шестигранная башня, по очертаниям идентичная башне Т-90СМ. ДЗ башни такая же, как и на корпусе, является усовершенствованной динамической защитой первого поколения. Но в отличие от Т-90СМ на иранском танке отсутствуют признаки наличия каких-либо систем оптико-электронного подавления. Есть только средства постановки аэрозольных завес в виде пусковых установок системы 902В, но датчиков обнаружения лазерного облучения не видно. 2:0 в пользу Т-90СМ.

Огневая мощь

Судя по заявлениям армейского руководства Ирана на танке Karrar в составе комплекса вооружения имеется современная автоматизированная СУО, которая располагает многоканальным прицельным комплексом с телевизионным, тепловизионным и лазерным дальномерным каналами (возможно и с оптическим). Канал управления комплекса управляемого ракетного вооружения 9К120 «Свирь» обеспечивается прицелом 1К13. Особенность данного прицела в том, что он не обеспечивает эффективной стрельбы управляемой ракетой с ходу из-за отсутствия стабилизации поля зрения прицела в двух плоскостях. На Т-90СМ у СУО используется многоканальный прицельный комплекс «Сосна-У», который в том числе обеспечивает эффективную стрельбу управляемой ракетой с ходу, в том числе и ночью. 3:0 в пользу Т-90СМ.

В качестве основного оружия в обоих танках используется 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М. Правда на Т-90СМ установлена пушка более новой модификации 2А46М-5. Пушки имеют автоматическую систему заряжания (в Иране ее производили по лицензии). На танке Karrar пушка в основании оснащена коробчатой конструкцией, назначение которой пока непонятно. Дополнительную жесткость стволу данная конструкция придать не может из-за ее хлипкости, использоваться в качестве теплозащитного кожуха – нецелесообразно, не технологично и неэкономично. Командиры обоих танков имеют в своем распоряжении панорамные прицельные комплексы, будем считать, с идентичными характеристиками. С некоторыми натяжками можно признать, что по огневой мощи танки Karrar и Т-90СМ примерно одинаковы.

Подвижность

Судя по крыше моторно-трансмиссионного отделения и выпускному коллектору на танке Karrar используется дизель типа В-84 (или его аналог), развивающий мощность 840 л.с. соединенный с двумя бортовыми механическими планетарными коробками передач.На Т-90СМ установлен дизель В-92С2 мощностью 1130 л.с. Даже если допустить, что танка Karrar не увеличилась по сравнению с Т-72С или Т-72М1 и составляет 44 т, то удельная мощность его не превышает 19 л.с./т. На Т-90СМ этот показатель при массе танка 48 т составляет 23,5 л.с./т. Управление танком Karrar сохранено традиционное – рычагами. На Т-90СМ установлен штурвал, к тому же имеется автомат переключения передач. Это снижает усталость механика-водителя.

Рабочее место механика водителя иранского танка оснащено монитором видеокамер наблюдения вперед и назад, как и на Т-90СМ. Кроме того, на танке Karrar у механика-водителя установлен многофункциональный дисплей, который может использоваться как карта навигационной системы, либо как приборная панель контрольно-измерительных приборов. Подобное устройство имеется и на Т-90СМ. И так с учетом показателей подвижности счет 5:0 в пользу Т-90СМ.

Командная управляемость

На имеющихся фотографиях и видео на танке Karrar я так и не увидел антенны передачи данных, что говорит о том, что средства связи не имеют возможности работать в режиме передачи данных, а значит машина не «завязывается» в автоматизированную систему управления войсками тактического звена. Кроме того на иранском танке отсутствует вспомогательныйэнергоагрегат. Это не позволяет работать длительное время на средствах связи и включать СУО без запуска основного двигателя.

Подсчитали общий счет – 6:0 в пользу Т-90СМ.

В любом случае создание в Иране нового танка, даже если это глубокая модернизация Т-72С или Т-72М1 является большим достижением иранских инженеров. Ведь когда-то точно так же от простого к сложному начинали танкостроители Германии, США и Франции.

Автор: Сергей Суворов, кандидат военных наук

comments powered by HyperComments