300

03.04.2016, ТРК «Звезда».

Крым – любимая козырная карта правительства Украины в нагнетании антироссийских истерик. Свыкнуться с мыслью, что народ полуострова еще два года сделал свой осознанный выбор в пользу России и вернулся к родным берегам, в Киеве не могут. Вернее – не хотят. Но сплетен и обещаний на счет отвоевывания Крыма становится все больше.

Сухопутная блокада, как и энергетическая, которые затеяли крымские активисты из националистического движения, находящегося на территории Украины, провалились. Морская блокада также оказалась фикцией – НАТО отказалось посылать свои корабли для участия в этой авантюре, прекрасно понимая, кто им будет противостоять, а украинские и крымскотатарские фелюги даже близко не могут приблизиться к берегам Крыма.

Но ведь обозначить себя Киеву перед Западом очень хочется – именно в статусе сильного государства, способного отстоять якобы свои территории – в угоду тому же Западу. Зачем – понятно. А вот чем? Боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Советской армии, Украина либо продала, либо привела в полную негодность. С танками – та же история.

Про флот – тактично промолчим, ведь его просто нет. И вот каким-то чудом в сусеках ВСУ обнаружилось энное количество ЗРК – зенитно-ракетных комплексов С-300 (ПС и ПТ) и «БукМ-1». Вот их-то и стягивают сейчас к Крыму, грозя при этом сбивать военные и гражданские самолеты.

В советские времена на Украине существовала мощнейшая группировка Войск ПВО, какой не было ни в одной союзной республике. Основу составляли более 40 ЗРК С-200 «Вега» и «Ангара» и около 80 ЗРК С-75М3 и С-75М2. Крупные города прикрывали от низколетящих целей более 50 комплексов С-125 «Нева» и С-125 «Нева-М», способные поражать так же морские и наземные цели.

Но предметом особой гордости и огневой мощи ПВО трех военных округов – Киевского, Одесского и Прикарпатского были комплексы С-300ПТ и С-300ПС, появившиеся здесь, с учетом важности Западного театра военных действий, даже раньше, чем в Московском военном округе.

В состав ПВО обозначенных округов на территории Украины кроме зенитно-ракетных войск входили и радиотехнические войска, на вооружении которых находились около 1000 радиолокационных станций разного диапазона и мощности, от морально и физически старых типа П-12, П-15 до новых 55Ж6, 19Ж6, 64Ж6. Они создавали такое плотное радиолокационное поле, в нижнюю границу которого попадали даже трактора с колхозных полей. Все средства ЗРВ и РТВ связывали в единое тактическое целое новейшие по тем временам системами АСУ «Сенеж», «Байкал», «Основа».

После распада Советского Союза все это богатство оказалось не в совсем рачительных руках. Единственное, чего Украину лишили не по ее воле – специальные (и очень секретные) боевые части для ракет С-200 и С-75, которые под шумок увезли в Россию офицеры, которые отказались принимать украинскую присягу. Остальное либо было признано «экономически нецелесообразным» и утилизировано, либо продано. Однако осталось 250 дивизионов С-300 и 72 дивизиона «Буков» – достаточно эффективных, но уже морально устаревших ЗРК. Вот часть из них сейчас и стягивают к границам Крыма.

«Возможности ПВО Украины сильно завышены, – считает член комитета по обороне и безопасности, сопредседатель движения «Антимайдан» Дмитрий Саблин. – Стоящий на вооружении комплекс С-300 достаточно старый и о его боеготовности нет достоверных сведений. Если учесть, что в условиях общего развала украинского ВПК ремонт и обслуживание комплексов и ракет к ним практически не проводится, то большой вопрос – сработают они или нет. Учебные стрельбы в ВСУ не проводятся уже длительное время, проблема и с профессиональными специалистами. Так что в данном случае вся эта история вокруг Крыма напоминает не бряцание стальными мускулами, а громыхание ржавым металлоломом».

Вспоминается история из древних времен, когда на поле боя вышли две армии – китайская и индийская. Утром индусы не увидели противника. Все потому, что выяснилось – у китайцев деревянные копья были выкрашены в стальной цвет, в отличии от противника, у которого наконечники копий и стрел были металлическими. Примерно так можно оценивать степень вооружений украинской армии и дислоцированными в Крыму Вооруженными силами России».

Меткость украинских ПВО давно стала поводом для шуток и анекдотов. Еще в октябре 2001 года, во время учений в Крыму был непреднамеренно сбит украинской ракетой, пущенной ЗРК С-200Д, российский авиалайнер компании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Телль-Авив – Новосибирск. Самолет, случайно оказавшийся в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели, был ошибочно за нее принят и сбит. Оператор С-200Д не произвел определения дальности и не смог идентифицировать цель, а в последующем и предотвратить взрыв.

Совсем непонятна и работа украинского оператора, который изменил маршрут малазийского Боинга 777, сбитого 15 июля 2014 года над территорией Украины.

По мнению военных экспертов в настоящее время способны более-менее полноценно нести боевое дежурство лишь два украинских дивизиона С-300. Утверждается, что при сохранении нынешнего положения дел, ПВО Украины вообще могут остаться без зенитных систем большой и средней дальности.

По крайней мере, под большим вопросом остается постановка на боевое дежурство Незалежной зенитного ракетного комплекса С-125-2Д «Печора-2Д», созданного на базе поздней модификации советского маловысотного ЗРК С-125М1. А разрекламированному многофункциональному ракетному комплексу «Сапсан», похоже еще долгое время предстоит оставаться в проектах. Остается разве что уповать на поставки современного оружия из США и Западной Европы, которые, впрочем, не спешат вооружать своего нового «союзника».

К чему тогда подобная демонстрация воинственности на границах с Крымом? Понятно, что с комплексами С-300 в атаку не пойдешь – ЗРК оружие оборонительное. Против российских ВКС, обладающих мощными системами радиоэлектронной борьбы, которые банально не дадут произвести пуск украинских ракет, это оружие не эффективно. А вот гражданский лайнер меткие украинские стрелки вполне могут подбить.

Недавно Киев предложил Евроконтролю возобновить полеты иностранных авиакомпаний над территорией Крыма под контролем… украинских авиадиспетчеров. Естественно не бесплатно – используя коридоры вдоль границ Болгарии и Турции, что удлиняет время полета на 30-40, авиаперевозчики теряют большие деньги. Киев готов «посодействовать» за малую толику от них.

Впрочем, Россия, чьей территорией является Крым, подобное заявление не согласовывала и не планирует передавать управление воздушным движением в районе Симферополя украинским диспетчерам. Как говорится – от греха подальше.

Автор: Виктор Сокирко