4180041

Текущее сложное состояние мировой экономики отразилось и на глобальном рынке вооружений. Сектор бронетанковой техники в числе прочих понес серьезные потери. Вместе с тем он остался достаточно актуальным.

По мнению западных экспертов, в предстоящее десятилетие рыночный сектор бронетехники останется достаточно стабильным.

В период 2015-2024 гг. рынок бронетанковой техники, предположительно, достигнет пика своего развития к концу 2010-х гг. Затем, как полагают западные эксперты, последует определенный спад, и в конечном счете к 2024 году его объем придет к показателям, сопоставимым с 2015-2016 гг.

В настоящее время в мире уже осуществляются несколько программ, в рамках которых создаются серийные образцы бронетанковой техники.

В Соединенных Штатах достаточно успешно развивается программа JLTV (Joint Light Tactical Vehicle), в соответствии с которой предполагается создать защищенную замену для многоцелевого внедорожника «Хамви» HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Подрядчиком по программе выступает компания «Ошкош» (Oshkosh), в качестве основного образца был выбран многоцелевой бронеавтомобиль с повышенным уровнем противоминной защиты L-ATV (Light, All-Terrain Vehicle).

Франция ведет две программы по созданию колесных боевых бронированных машин (ББМ), в частности VBMR (Vehicule Blinde Multirole) и EBRC (Engin Blinde de Reconnaissance et de Combat).

Россия успешно продолжает вести подготовку к серийному производству основного боевого танка (ОБТ) и боевой машины пехоты (БМП) на платформе «Армата» (Т-14 и Т-15 соответственно), а также налаживает сборку БМП «Курганец-25».

В Австралии успешно осуществляется четвертый этап программы «Лэнд-121» (Land 121) по созданию новой бронетехники.

По данным экспертов информационно-аналитического центра «Джейнс», общий объем рынка бронетанковой техники в 2015-2024 гг. составит $552 млрд, а средние ежегодные темпы роста достигнут 1,4%. Эти достаточно скромные параметры роста вызваны сокращением оборонных расходов ряда крупных стран, а также повышенным вниманием (и, как следствие, увеличенным объемом закупок) к авиационной и военно-морской технике.

Западные эксперты особо отмечают, что, несмотря на сложные экономические условия, Россия предприняла большие усилия по модернизации бронетехники и на протяжении последнего десятилетия вложила в данный сектор оборонной промышленности достаточно большие средства. В результате в России сейчас достаточно успешно разрабатываются принципиально новые семейства бронетанковой техники.

Борьба с «Исламским государством» и политический кризис на Украине вынуждают западноевропейские государства увеличивать объемы парка бронетехники, в то время как страны Латинской Америки и Азии списывают устаревшие машины и заменяют их более современными образцами. Поэтому говорить о сокращении рынка бронетанковой техники не приходится.

Общий финансовый объем рынка бронетанковой техники можно условно разделить на пять групп.

На пять крупнейших поставщиков бронетехники, как полагают западные эксперты, будет приходиться $184 млрд. Доля других представителей рынка составит $193 млрд. Еще $175 млрд потенциальных контрактов пока не распределены.

США. General Dynamics

Крупнейшим поставщиком в указанный период станет американская компания General Dynamics. На ее долю придется около $57 млрд.

Во многом это вызвано вероятным подписанием контракта с Саудовской Аравией на поставку ББМ семейства LAV (Light Armoured Vehicle) и ряда другой техники общей стоимостью порядка $13 млрд.

Значительные прибыли будут получены в результате выполнения текущей программы по поставке ББМ «Страйкер» (Stryker) с VV-образным днищем для вооруженных сил США.

General Dynamics останется крупнейшим в мире поставщиком основных боевых танков (ОБТ), благодаря программе производства и модернизации ОБТ семейства M1 «Абрамс» (Abrams). В Египте после прихода к власти военных производство ОБТ M1A1 было приостановлено, однако уже в октябре 2015 г. был выдан контракт на его возобновление.

Значительную прибыль General Dynamics принесут поставки колесных бронетранспортеров (БТР) «Пирана» (Piranha) и ББМ семейства «Аскод» (ASCOD). Компания получила крупный контракт стоимостью $5,4 млрд на производство ББМ «Аякс» (Ajax, ранее «Скаут-SV»/Scout SV) для вооруженных сил Великобритании.

Механизированные подразделения британской армии по программе FF 2025 (Future Force 2025) будут оснащены двумя типами ББМ – «Аякс» и перспективной MIV (Mechanised Infantry Vehicle), конкурса по которой пока не проводилось. General Dynamics положительно оценивает свои шансы на победу в рамках тендера MIV.

Китай

Второе место в 2015-2024 гг. на рынке бронетехники займет КНР. Наиболее дорогостоящими программами станут грузовые автомобили семейства CA-1091, ОБТ «Тип-97/98», БМП VN1.

Подавляющее большинство китайской бронетехники (около 96%) в указанный период будет поставлено Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Вместе с тем техника на сумму $1,5 млрд будет передана иностранным заказчикам, в список которых входят Индонезия, Пакистан, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, ряд стран Латинской Америки.

Россия

Доля России на международном рынке бронетехники в 2015-2024 гг. составит порядка $37,6 млрд. Предполагается, что основными программами будут: ОБТ Т-72Б3/Т-90, БМП-3, семейство бронетранспортеров на базе БТР-80. Предполагается, что значительную прибыль могут принести поставки ОБТ Т-14 и БМП Т-15 «Арамата», БМП и БТР «Курганец-25», самоходных артиллерийских установок 2С35 «Коалиция-СВ».

Великобритания. BAE Systems

На четвертом месте по объемам выручки будет находиться британская компания «БАе системз» (BAE Systems). Соответствующие финансовые показатели составят около $25 млрд.

Основными программами «БАе» в указанный период станут: модернизация БМП M2 «Брэдли» (Bradley), САУ «Паладин PIM»/M109A7, внедорожники BvS206 и BvS210, БМП CV90, БТР AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle).

США. Oshkosh

Пятое место на рынке бронетехники в 2015-2024 гг. займет американская компания «Ошкош» с показателем $17,8 млрд. Западные эксперты связывают данный успех с участием компании в реализации программы JLTV, а также с поставками в ВС США грузовых автомобилей и шасси различного назначения.