82e2612668085f57cada309a95355c0a

В июле текущего года блогосферу и СМИ всколыхнула новость. Воинская часть № 3078 внутренних войск МВД Украины заключила 3 июля соглашение на приобретение 52 специальных грузовиков производства Минского автомобильного завода на общую сумму 39.743.914 гривен.

В список заказанной автотехники вошли: вахтовые специализированные автомобили для перевозки личного состава — 10 единиц с колесной формулой 4х2 по цене 886.320 гривен за штуку и 10 единиц с колесной формулой 4х4 по цене 954.936 гривен за штуку; бортовые специализированные автомобили с тентом для перевозки личного состава — 10 единиц с колесной формулой 4х4 по цене 798.000 гривен за штуку и 10 единиц с колесной формулой 6х6 по цене 984.000 гривен за штуку; седельные тягачи — 2 единицы с колесной формулой 6х4 по цене 987.400 гривен за штуку и 2 единицы с колесной формулой 4х2 по цене 768.277 гривен за штуку.

Тема вызвала противоречивые отклики как на Украине, так и в Белоруссии и России. Украинские издания интересовались причиной закупки техники двойного назначения за пределами страны.

Кроме того поднимался вопрос закупок без открытых торгов. В Белоруссии заинтересовались местной компанией ООО «Техкомплект». Созданная 10 лет назад компания занимается поставками оборудования для нефтяной, газовой, химической, энергетической отраслей промышленности и ранее не была замечена в экспорте грузовых автомобилей минского завода. В России же даже представители СМИ были шокированы открытыми поставками техники для карательных подразделений Украины государственным предприятием формально союзной нам Белоруссии.

Вопросы украинцев довольно быстро огласил и дал на них ответы facebook-министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Закупки МАЗов — якобы исключительная и временная мера. Связана она с тем, что КрАЗ не успевает выпускать требуемую продукцию, а отсутствие открытых торгов было объяснено насущной необходимостью и исполнением указа президента Украины о частичной мобилизации. Однако все сделки гласны и информация о них публикуется в «Вестнике государственных закупок».

Попытки представителей СМИ подтвердить факт сделки и уточнить ее параметры непосредственно на предприятии длились около месяца. В первой половине июля сотрудники МАЗа держали круговую оборону, «переводя стрелки» с одного отдела на другой и сообщая об отсутствии на местах тех ответственных сотрудников, которые могут ответить на вопрос. Далее тактика была изменена. Представители МАЗа настаивали на официальном запросе, игнорируя положения белорусского закона о СМИ.

Оборону завода 4 августа смогло пробить агентство БелаПАН. На официальный запрос был получен ответ и.о. коммерческого директора ОАО «МАЗ» Сергея Захаревича, в котором говорилось, что: «Минский автомобильный завод не имеет заключенных контрактов на поставку техники силовым структурам Украины, а ООО «Техкомплект» является корпоративным партнером ОАО «МАЗ», закупающим шасси для производства и самостоятельной реализации спецтехники собственного производства».

История могла бы забыться как цепь случайностей. Подобным образом объясняется наличие у карательных подразделений Украины и грузовиков Камаз, завезенных на территорию Украины дилерами еще до начала путча и впоследствии выкупленных ВВ Украины.

Однако, в начале октября появилась информация о второй партии специальных версий грузовиков МАЗ. Кроме того, полностью подтвердилась информация о выполнении июльского контракта. Вторая закупка аналогично была проведена без открытых торгов и привлекла гораздо меньше внимания, потому что была проведена через украинскую компанию «Київський Республіканський автоцентр», которая является официальным дилером МАЗ на Украине.

На этот раз в/ч №3078 ВВ МВД Украины закупила 16 спецавтомобилей МАЗ-5337А2-340, оборудованных для перевозки не менее 10 человек на общую сумму 18,24 млн. гривен.

Третья закупка была анонсирована 21 октября. В очередной раз без открытых торгов в/ч № 3078 ВВ МВД Украины заключила ряд соглашений на закупку автомобилей на общую сумму 50,42 млн. гривен, в том числе 27 вахтовых автомобилей, 40 прицепов и 12 полуприцепов.

В контракте указана закупка 16 единиц автомобилей МАЗ -5337А2-340 по цене 2090000 грн. за штуку, 5 единиц бортовых тентованных МАЗ-631405-244 (6х6), по цене 2557500 грн. за штуку и 6 тягачей МАЗ-6422А5-244 по цене 1809500 грн. за единицу. Поставщиком техники выступает уже известный нам «Київський Республіканський автоцентр».

В сухом остатке имеем устоявшуюся схему поставки автомобилей МАЗ через официальные каналы подразделениям МВД Украины. Данные автомобили используются в первую очередь для обеспечения карательной операции на востоке страны. С середины лета было заключено контрактов на 95 автомобилей.

Сомневаться в том, что белорусская сторона выполнит свои обязательства не приходится. Экономика Белоруссии находится в нескончаемой рецессии, МАЗ вошел в пятерку наиболее убыточных предприятий Белоруссии. Сомневаться в том, что руководство соседней республики в курсе резонансных поставок, тоже не приходится. Такой давний и верный «союзник» России, как Александр Лукашенко в жизни руководствуется только одним принципом — «Деньги не пахнут». Это предательство уже далеко не первое и, очевидно, не последнее.

Сегодня