0035_1

Малазийский Boeing под Донецком сбила ракета типа 9М38М1, выпущенная зенитно-ракетным комплексом «Бук-М1». К такому выводу пришли эксперты концерна «Алмаз-Антей», производителя «Буков», в отношении которого Евросоюз ввел санкции, передает корреспондент РБК. Эксперты концерна входят в международную комиссию по расследованию катастрофы.

Глава концерна Ян Новиков рассказал, что ракета 9М38М1 была снята с производства в 1999 году. Согласно его докладу, в 2005 году компания проводила предконтрактную проверку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине, и на тот момент у вооруженных сил страны было 991 ракет такого типа. По его словам, «Алмаз-Антей» не берется утверждать, кому принадлежала ракета. При этом Новиков заверил, что ракеты данного типа не поставлялись никому в XXI веке.

Заключение о типе ракеты эксперты «Алмаз-Антея» сделали, проведя анализ всех повреждений, обнаруженных на корпусе самолета. Они отмечают, что три типа поражающих элементов ракеты совпадают по форме с отверстиями на Boeing. Проведя реконструкцию носовой части самолета, наиболее пострадавшей, специалисты заключили, что наибольшая часть поражающих элементов двигалась вдоль конструкции самолета — от носовой части к хвосту вдоль левого борта. Они отмечают, что ракета двигалась с существенным пересечением курса самолета, что может быть реализовано только при стрельбе с курсовым параметром.

Эксперты «Алмаз-Антей» считают, что самолет сбили не из поселка Снежное (на момент катастрофы контролировался силами ДНР). Свое заключение они объясняют тем, что в случае запуска ракеты из этого района на Boeing были бы множественные вторичные повреждения — например, справа от кабины пилотов — стекло от него осталось целым, разрушена только левая часть.

Наиболее вероятным районом пуска ракеты специалисты концерна считают район южнее населенного пункта Зарощенское. В пользу этой версии, по мнению экспертов, говорит то, что ракета подходила к самолету с пересечением его курса под углом 72-78 градусов в горизонтальной плоскости и 20-22 в вертикальной. По словам советника генконструктора концерна Михаила Малышевского, только при таких условиях возможно отделение правой части кабины пилотов при сохранности стекла с правой стороны. Он также заявил, что такие условия встречи ракеты с самолетом могли быть реализованы только при запуске ракеты их района на 3,5 южнее Зарощенского. ​

Новиков на презентации заверил, что его концерт готов смоделировать уничтожение Boeing в присутствии независимых наблюдателей, то есть подорвать ракету 9М38М1 под указанными углами у самолета такого же производителя и конструкции.

При этом, в «Алмаз-Антее» не исключают и иных версий катастрофы, в том числе и версии Минобороны о том, что Boeing был сбит украинским штурмовиком Су-25. «Но если это был зенитно ракетный комплекс, разработкой которых занимается «Алмаз Антей», то это мог быть только «Бук-М1», и только ракета 9М38М1», — заявил глава концерна Ян новиков.

Выводы экспертов «Алмаз-Антея» совпадают с выводами российских военных инженеров, которое в конце мая опубликовала «Новая газета». Эксперты пришли к выводу, что повреждения и внешний вид поражающих элементов свидетельствуют о том, что причиной катастрофой является воздействие зенитной управляемой ракеты 9М38М1 из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М1». Они также смоделировали вероятную точку пуска ракеты. Согласно их заключению, что 9М38М1 была запушена южнее населенного пункта Зарощенское».

Оба доклада — и военных экспертов, и «Алмаз-Антея» — подтверждают данные космической разведки Минобороны РФ от 17 июля 2014 года, согласно которым в районе Зарощенского располагались самоходные огневые установки ЗРК «Бук» ВС Украины».Тогда представитель Минобороны заявлял, что в день катастрофы на этой территории была обнаружена активность украинских ПВО.​​